Лодочный мотор Nаxos-15 фирмы Selva Marine я эксплуатировал два года. На основе собственного опыта использования моторов Салют-2, Ветерок-12, Mercury-15, Yamaha-2 и опыта товарищей по другим моторам можно сделать вывод, что выбор марки мотора был правильный, и по самому мотору Nаxos-15 серьёзных нареканий у меня не было…
Основная причина выбора данной модели мотора – наименьший вес среди всех «пятнашек». По условиям эксплуатации во время летних выездов на отдых необходимо было ежедневно устанавливать его на лодку и снимать, перенося при этом приблизительно на сто метров туда и обратно. Сыну то всё равно, а для человека пенсионного возраста веса 31 кг или 35 кг имеют ощутимое различие.
Другое достоинство Nаxos-15 – наибольшая развиваемая скорость среди всех аналогов по мощности. Это достоинство нами не использовалось, т.к. наиболее комфортная скорость перемещения на надувной лодке Кайман-360 по спокойному водоёму, по нашему субъективному мнению, составляет 26-27 км/час, что существенно ниже возможностей мотора.
Выявились недостатки, по моему мнению, общие для моторов Selva Marine.
К ним можно отнести ложные срабатывания (залипание) кнопки аварийной остановки, которые в момент появления при обкатке блокировались двумя способами:
- первый - с помощью электрической перемычки проводом выходных клемм кнопки (аварийная остановка двигателя при этом не возможна),
- второй – установкой между кнопкой и её корпусом дополнительной самодельной прокладки в виде скрепки, листочка жести или обрывка бечёвки, намотанной под корпус кнопки. После замены кнопки по гарантии «залипание» исчезло.
Отмечалось также незначительное подтекание бензина из-под крышки бензобака при транспортировке этого лодочного мотора. Через два года эксплуатации появилась трещина в крышке. Судя по сообщениям фирмы Selva Marine, эти недостатки к 2006 году были устранены.
Среди курьёзных неисправностей – самопроизвольная остановка мотора, когда бензобак находится в горизонтальном положении и в нём остаётся не более 5 литров топливной смеси. Оказалось, что из-за избыточной длины заборного шланга, установленного внутри бензобака, он может сдвигаться из штатного положения. При этом конец шланга упирается не в дальний нижний угол бензобака, а в ближайшую стенку и, как следствие, его конец изгибается и поднимается от дна на несколько сантиметров. Внутренний шланг мы укоротили, и самопроизвольная остановка мотора исчезла.
Все остальные впечатления о моторе – только положительные.
«Навязчивый» сервис?
В начале несколько общих положений. Как известно, в рыночной экономике баланс спроса и предложения (в том числе и в сфере услуг) обеспечивается формированием цены, соответствующей сложившейся ситуации. При этом продавец стремится к извлечению максимальной прибыли. А если продавец является монополистом, пусть даже в отдельном регионе, то совершенно закономерно возникает дисбаланс между увеличивающейся ценой и качеством товара (услуги).
Да, прав был Карл Маркс в своём «Капитале». Эту азбучную истину мы ещё раз проверили на примере обслуживания своего лодочного мотора. К этой истине морально мы были готовы. Однако не учли, что некоторые фирмы по собственной недальновидности реализуют стратегию извлечения сиюминутной прибыли в ущерб перспективе привлечения клиентов и, как следствие, сами обрубают сук, на котором сидят.
В московском регионе полномочным представителем по гарантии и сервису тогда был «Мото Рэст».
Внимание, будьте бдительны в отношении фирмы «Мото Рэст»!
У программистов есть такой термин «дружественный интерфейс». По опыту многократного общения с сотрудниками фирмы они и не пытаются реализовать приемлемые отношения с клиентами.
Руководящий состав.
Тактика проста - делайте всё только у нас, иначе лишитесь гарантии, а цены мы заломим, какие хотим. Мы с сыном заранее решили, что в гарантийный период будем проводить всё регламентное техническое обслуживание в «Мото Рэст», у которого и купили мотор. Так мы и поступили.
Однако позиция руководства фирмы была вызывающей – пришлось «лечить». Одному из руководителей я попытался объяснить, что с юридических позиций это называется навязанной услугой и, что мы имеем право осуществлять техническое обслуживание своего лодочного мотора в любой мастерской, имеющей соответствующую лицензию.
Более того, мы имеем право всё это делать собственными руками. Для отказа в гарантийном обеспечении в любом конкретном случае фирме «Мото Рэст» придётся доказывать, что мастерская или владелец своими действиями или бездействием нанесли вред, приведший именно к этому гарантийному случаю.
В ответ «Мото Рэст» реагировал незатейливо - а мы владельца просто «пошлём». В результате получасовых «боданий» до руководства «Мото Рэст» дошло, что на основе «Закона о защите прав потребителей», суд я у них выиграю и все издержки «повешу» на них же. Интересна заключительная фраза руководителя: «Не делайте вообще никакого технического обслуживания мотора. В гарантийный срок это не проявится никак» - хорошая реклама надёжности лодочных моторов фирмы Selva Marine.
Механики.
Экономически они не заинтересованы в качественной работе. Во время покупки они провели пробные пуски мотора на бочке. Я обратил внимание на замедленный возврат шнура стартёра после его выдёргивания в момент запуска.
Механик считал, что это - плавная работа возвратного механизма хорошего импортного мотора, который не надо сравнивать с отечественным железом, например с «Ветерком-12». Первый же день обкатки мотора расставил всё по своим местам – возврат всё больше замедлялся, а потом и вовсе шнур заклинило в вытянутом состоянии. Необходимость заводить мотор со снятой крышкой «через голову» конечно полезна для мотора при его обкатке, но при постоянных, коротких перемещениях во время спиннинговой ловли - восторга не вызывает.
Через две недели после «устранения» механиками по гарантии указанной неисправности мы поехали на рыбалку на Верхневолжские озёра. Опять всё повторилось под копирку – шнур заклинило. Сын взорвался и стал «лечить» «Мото Рэст» по мобильнику: некачественная работа (брак) при повторном обращении по этому же случаю по закону должны быть устранены Продавцом полностью за его счёт, поэтому пусть срочно выезжают к нам за 450 км от Москвы, забирают мотор, устраняют брак и привозят мотор к нам обратно.
После переговоров, в качестве великого одолжения разрешил «Мото Рэст» забрать мотор из нашей квартиры в Москве в удобное для нас время при условии полной замены ручного стартёра на новый. Неполадка редкая, с её причиной и во второй раз механики не смогли разобраться, но после замены стартёра никаких неполадок в работе мотора в течение двух лет не отмечалось.
«Что русскому – хорошо, то итальянцу (немцу, японцу и т.д.) – смерть» (немцами, от слова «немой», на Руси назывались любые иностранцы, не говорящие на русском).
Народная мудрость, как и аксиома, не требует подтверждения, но участвовать в подтверждении пришлось и, к сожалению, не раз. Мы с сыном регулярно ездим рыбачить в Карелию на озёра с большим количеством надводных и, главное, мелководных подводных луд. Как известно, луда – это выступающее вверх нагромождение камней (реже монолитная плита).
Несмотря на предельно максимальную осторожность, на наличие эхолота и GPS, на составление собственных «лоций», удар на скорости винтом о подводный камень и, как следствие, срез вала редуктора, ситуация хоть и редкая, но штатная в силу своей вероятностной неотвратимости (ну чем не квантовая механика). Приходится постоянно возить с собой в лодке запасной двухсильный движок, потому как грести на вёслах до полной темноты по сильному волнению почти десять километров столь же запоминающееся занятие, сколь и нудное.
Местные рыбаки всю жизнь плавают по таким озёрам, знают их, казалось бы, «на зубок» – и всё равно бьются. Но для отечественных моторов, как правило, последствия ограничиваются появлением сколов на лопастях винта и срезом самодельной хлипкой шпонки «из гвоздя».
В отношении замены срезанного вала редуктора Nаxos-15 фирма «Мото Рэст» постаралась «развести» нас по полной программе: требуется много времени потому, что «Баджер» якобы волынит с высылкой запчастей, а сам ремонт дорогой – импортные детали на заказ, «понимаешь»! У нас времени в обрез - следующая поездка через 12 дней.
Сын сам созвонился с «Баджер». Оказывается всё очень просто – «Мото Рэст» к ним ещё не соизволил обратиться, несмотря на то, что денежки «за срочность» - заломил.
Специалисты «Баджер» сразу откликнулись на телефонную просьбу сына и организовали отправку запчастей в Москву в фирму «Мото Рэст», отрабатывая тем самым доходы «Мото Рэст». Не взирая на это и наши постоянные звонки, «Мото Рэст» был верен себе и не шевелился до нашего отъезда. За день до отъезда сыну пришлось «сесть на голову» механикам и заставить отремонтировать мотор, несмотря на затягивание процесса за пределы рабочего дня.
После этого мы вынуждены были продать хороший мотор и купить модель другой фирмы со значимой потерей денег для того, чтобы уйти от «навязчивого» сервиса «Мото Рэст». А ещё через два года мы утвердились в правильности решения: и стоимость сервиса в других мастерских меньше и аналогичная поломка Mercury-15 была устранена через сутки после обращения, при этом оплата была в два раза меньше.
Прощай (с грустью) хороший мотор Nаxos-15, прощай (с радостью) «Мото Рэст»!
По условиям эксплуатации мы с сыном решили в дополнении к пятнадцатисильному и двухсильному мотору приобрести шестисильный мотор. Основные требования к нему – уверенный вывод лодки длиной 3,6 м с одним человеком и с багажом до 50 кг на глиссирование, малый вес, а также крепление винта на валу с помощью шпонки (шпонку будем ставить самодельную из мягкого металла, например, из латуни).
Посмотрели литературу, в том числе и результаты конкурса «Баджер» по тестированию моторов. Купили Capri 6, взвесив все его достоинства и недостатки, описанные пользователями в конкурсных статьях.
Регламентное техническое обслуживание планируем проводить поочерёдно как в специализированных мастерских (но не в «Мото Рэст»), так и своими силами. В случае поломки, планируем напрямую обращаться с заказом деталей в «Баджер», так как опыт телефонного и непосредственного общения на выставках со специалистами фирмы показывает, что это реально.
Наши предложении:
- Моторы Selva Marine могут комплектоваться генератором 12-вольтного напряжения, который используется для работы электростартёра, снабженного аккумуляторной батареей большой ёмкости (45 и более Ачас). Наличие такого аккумулятора позволяет напрямую подключить к нему эхолот. Хотелось бы иметь на моторах без электростартёра возможность подключения эхолотов и возможность подзарядки аккумуляторов для эхолота с небольшой ёмкостью (4-7 Ачас). Для этого требуется ввести в дополнительную комплектацию стабилизатор напряжения на 12 V , соответствующую проводку с разъёмами и крепежом. Такая дополнительная комплектация широко используется в различных электротехнических устройствах и уже имеется у моторов других фирм. Реализация такой дополнительной комплектации увеличит спрос на лодочные моторы Selva Marine и повысит их конкурентоспособность.
- Защита винта и дейдвуда, на мой взгляд, до настоящего времени не имеет приемлемого решения. Очень перспективно устройство HYDRO-SHIELD, которое устанавливают на лыжу дейдвуда под винтом. Однако и оно, предположительно, не защитит от удара об одиночный подводный камень (за исключением камня с очень пологим подъёмом). Рекомендуется удлинить на несколько сантиметров плоскость гидро-щита в направлении носа лодки, чтобы защитить не только гребной винт, но и дейдвуд.
Владимир Иванович, владелец лодочного мотора Naxos 15,
Москва, vit-rncrr@yandex.ru
Москва, vit-rncrr@yandex.ru