«А почему ты раньше не ставил этот винт?»
- Это был первый вопрос жены, когда мы вшестером загрузились в наш «Прогресс-2» и он вполне самостоятельно, без перемещений по моей команде пассажиров с кормы на нос, а потом обратно, и сопровождаемых сначала шутками, а затем, когда кто-нибудь, обо что-нибудь зацепится или стукнется и более крепкими замечаниями, вышел на глиссирование и пошёл с весьма достойной скоростью.
- Это был первый вопрос жены, когда мы вшестером загрузились в наш «Прогресс-2» и он вполне самостоятельно, без перемещений по моей команде пассажиров с кормы на нос, а потом обратно, и сопровождаемых сначала шутками, а затем, когда кто-нибудь, обо что-нибудь зацепится или стукнется и более крепкими замечаниями, вышел на глиссирование и пошёл с весьма достойной скоростью.
Но это было потом, а сначала я, в гордом одиночестве решил провести испытания, чтобы без спешки оценить все достоинства и недостатки комплекса, именно комплекса судно (Прогресс-2) – мотор (SELVA 30E) в комплектации с разными винтами.
К тому моменту их у меня имелось три штуки.
Первый – штатный винт, поставляемый с мотором в базовой комплектации с шагом 12 дюймов, и два винта Rascal с шагами 11 и 13 дюймов.
Первый мой опыт с приобретенным ранее винтом Rascal с шагом 13 дюймов, был не совсем удачным, по той причине, что упорная втулка из комплекта оказалась почему-то тоньше, и при затягивании гайки ступица винта упиралась в корпус редуктора. Пришлось вытачивать дополнительную шайбу. Из нового комплекта с винтом с шагом 11 дюймов втулка подошла отлично.
Итак, без проблем ставлю винт 11 дюймов. Разгон и выход на глиссирование довольно энергичные, обороты по тахометру 5200-5300. Пробую изменять угол установки мотора. При меньшем угле явно хуже выход на глиссирование, да и судно зарывается носом, а при поворотах происходит сильный подхват воздуха, так, что вернулся к первоначальной установке на вторую дырку.
Теперь ставлю штатный 12-ти дюймовый винт, который шёл в комплекте с мотором. Разгон и выход на глиссирование приблизительно такие же, как и с 11-ти дюймовым винтом, но скорость больше, а максимальные обороты 6100!.. И это при большем шаге! Кстати, при загрузке – 2 человека обороты остаются такими же. Стал разбираться - в чём дело.
А причина очевидно в том, что у винтов Rascal большая упорная поверхность лопастей, чем у штатных винтов SELVA. При установке винта 13-ти дюймового Rascal обороты не поднимались выше 4700.
А теперь возвращаюсь к началу моих заметок. Сейчас, при полной загрузке всегда использую 11-ти дюймовый винт – выигрыш в динамике весьма заметный, обороты 5100-5200.
Штатный 12-ти дюймовый винт использую при загрузке 1-2 человека, при этом стараюсь загрузить корму (но об этом чуть позже), обороты могут достигать 6100, поэтому, газ на полную я не включаю. 13-ти дюймовый винт вожу на всякий случай, как запасной.
Кстати, я бы отметил ещё один интересный факт: не зависимо от применяемого винта, при оптимальной загрузке – 4 человека, скорость судна выше, чем при одном человеке, хотя динамика разгона конечно хуже.
И здесь дело очевидно в том, что в данном случае главную роль играют два параметра:
- Заглубление мотора.
- Килеватость днища у транца судна.
С увеличением количества пассажиров происходит заглубление лодочного мотора и улучшается упор гребного винта, уменьшается подхват воздуха, снижается влияние килеватости днища.
В связи с ранее сказанным, я делаю предположение, что при использовании моторов SELVA в комбинации с различными винтами на надувных судах, картина будет несколько иная, почему в начале заметок я и говорил об испытании именно комплекса судно-мотор.
В дальнейшем я планирую провести подобные опыты на имеющейся у меня «надувнушке» «Пеликан». Правда, должен отметить, что максимальная разрешённая мощность мотора для неё -25 л.с., но все-таки попробую осторожно.
На сегодняшний момент останавливает отсутствие румпеля у моей SELVА с электростартёром.
Ну, а пока у некоторых моих друзей - водномоторников вырывается слово «буржуй» по моему адресу, когда они с завистью глядят на мой подвесной мотор и три гребных винта к нему.
Александр Владимирович, Воронеж, lisenkoalex@mail.ru