Начну с того, что я являлся обладателем сразу двух надувных лодок Badger. После окончания сезона 2006 (у меня был «Ямаран-260») встал вопрос о покупке более большой лодки, и, начались мои поиски.
Критерии выбора на тот момент у меня были следующие: длина более 3 м, чтобы два спиннингиста могли рыбачить и не мешать друг другу, но, в то же время лодка должна подходить под уже имеющийся мотор Suzuki 6 л.с., то есть быть компактной, а вот условия эксплуатации не учитывались...
Критерии выбора на тот момент у меня были следующие: длина более 3 м, чтобы два спиннингиста могли рыбачить и не мешать друг другу, но, в то же время лодка должна подходить под уже имеющийся мотор Suzuki 6 л.с., то есть быть компактной, а вот условия эксплуатации не учитывались...
Начну с того, что я являлся обладателем сразу двух надувных лодок Badger. После окончания сезона 2006 (у меня был «Ямаран-260») встал вопрос о покупке более большой лодки, и, начались мои поиски.
Критерии выбора на тот момент у меня были следующие: длина более 3 м, чтобы два спиннингиста могли рыбачить и не мешать друг другу, но, в то же время лодка должна подходить под уже имеющийся мотор Suzuki 6 л.с., то есть быть компактной, а вот условия эксплуатации не учитывались…
Перелопатив кучу информации, в частности отзывы в интернете, я не смог найти ничего более симпатичного и недорогого, чем Badger. Итак, первой моей надувной лодкой Badger стала FL 330 2007 модельного ряда с надувным дном AirDeck, которая была приобретена в рамках акции «Закажи у производителя».
Но, еще до начала сезона, на всякий случай были мною приобретены еще и фанерные пайолы, аэрдек заменен по гарантии. Все процедуры замены по гарантии заняли приблизительно неделю. Регистрация в ГИМС-е доставила одну неприятность, в справке-счете отсутствовал серийный номер, поэтому пришлось подгонять его на компьютере, возможность «записи от руки» инспектора не устроила.
С номерами я голову долго не ломал, сделал трафарет и нанес несмываемым маркером. Правда, потом появилось несколько пятен, но на внешнем виде это особенно не отразилось. На первой поездке выяснилось, что высоту навески мотора надо менять, так как выходить на глиссер лодка с загрузкой более одного человека просто отказывалась.
Навесил мотор с минимально возможным расстоянием до антикавитационной пластины, подняв его на 25 мм. Теперь моя надувная лодка могла глиссировать с полезным весом около 130 кг. Но, не успокоившись, поискав подробную информацию о винтах, я его «облегчил». И, о чудо, лодка с 6-ти сильным Сузуки начала вытаскивать на глиссер вес более 200 кг полезного веса (я-85 кг, товарищ - около 110 кг, бензина 15 литров + снасти)!
Правда, позже, месяца через 3-4, когда винт начал терять форму, такой «выход» стал возможен только против течения. Скорость с такой загрузкой была, конечно, маленькая, порядка 15 км/ч (на тот момент у меня не было GPS, поэтому скорость приблизительная), а вот когда я был в лодке один, то газ больше чем на 3/4 открывать было страшно из-за вероятности «перекрута» мотора и потери управления.
С таким мотором забрызгивание кокпита мне было незнакомо. Как-то раз поставили на лодку 2-х тактный 15-ти сильный Suzuki (на тот момент в лодке был айрдек). На глиссер вдвоем выйти не смогли, наверное, было недостаточное для такого мотора давление в аэрдеке, он просто «складывался». Хотя за 5 минут до этого мы рассекали на 6-ке…
Надувной пайол AirDeck использовался мною в основном при «сольной» рыбалке (из-за быстрой и легкой процедуры «выгрузил – собрал – спустил - уплыл», ну и в обратном порядке). Такая процедура, у меня в одиночку, к концу сезона занимала не более 20-ти минут с момента открытия багажника до отплытия.
Фанерный пол, как правило, мы использовали при рыбалке на спиннинг и при отплытии «на отдых». По управляемости к модели FL 330 претензий не было, но это пока я не стал обладателем WL 390 - ведь всё познаётся в сравнении…
Так как у меня до этого была лодка «Ямаран» с его подвижными сиденьями, то стационарное крепление у FL 330 вызывало у меня большие неудобства, поэтому было приобретено сиденье-бублик, которое можно выдать за спасательный круг.
Насосом для накачивания является автомобильный компрессор со специальным выводом (давление до 0,8 бар), что очень удобно при накачивании надувного пайола AirDeck. С ножным насосом процедура его накачивания до рабочего давления утомляет и, к тому же занимает в три раза больше времени.
Баллоны накачивались с постоянным манометрическим контролем, пока не пришла в голову небольшая хитрость - открыть предохранительный клапан (предварительно накачав до упругого состояния боковые баллоны) и, накачивать лодку до того момента пока он не начнет стравливать воздух, а потом просто закрыть его и один раз померить давление.
Из вспомогательного оборудования были установлены на банках эхолот и держатели для спиннинга Scotty 230 ВК.
За семь месяцев активной эксплуатации (каждые выходные), кроме замены по гарантии, и 2-х проколов уже нового аэрдека, больше никаких неприятностей с лодкой у меня не было. Была проблемка с мотором (переливал), но она была вызвана качеством нашего топлива.
Мои впечатления от этой модели лодки (с 6-ти сильным мотором) остались самые хорошие, это просто идеальный вариант для рыбалки - всё легко, быстро, удобно и что немаловажно - компактно, но, как говорится, аппетит приходит во время еды.
С закрытием навигации я начал задумываться о более мощном моторе. Как показала практика, большую кампанию перевозить сложно и опять, поиски, изучение, сравнение и т.д. Начал присматриваться к 15-ой Сельве с электрозапуском (я уже писал, что была проблемка с мотором из-за перелива, после которого приходилось «долго и упорно» дергать шнур). Но, из-за отсутствия сервисного центра, всё-таки окончательный выбор был сделан в пользу Suzuki DT15, несколько штук, которые эксплуатируют знакомые.
А, прочитав «Надувная всеволновая лодка Wave Line - больше чем RIB!» я начал задумываться о такой модели лодки. Можно сказать, была любовь с первого взгляда. Выбор сделан, и опять, в рамках акции «Закажи у производителя» была приобретена надувная лодка Wave Line 390AL.
Предполагая, что вес лодки на сайте опять занижен, были приобретены колёса модели 1481, сиденье от саней, а в качестве подарка по акции - система крепления UniMount. Также мною был приобретён ходовой тент от лодки Сильверадо и универсальный монтажный блок для крепления к направляющим сидений, сменные винты «Пиранья» (грузовой с 7-м шагом и скоростной с13-м), сумка под банку.
После получения и первой сборки новой лодки, как и с FL 330 - разочарование. Теперь, на мою голову новая напасть - уже не дырявый аэрдек, а неподходящие пайолы. Я, по опыту эксплуатации предыдущих лодок, привык к стрингерам которые «надо умудриться вставить», а эти вставлялись в пайолы «двумя пальчиками».
Бракованные, на мой взгляд, пайолы, как и в случае с аэрдеком, были заменёны в считанные дни, но, в новые пайолы стрингера вставлялись чуть-чуть сложнее, оставляя большой свободный ход в стрингерах, на что теперь был получен ответ: «это конструктивная особенность лодок с Twin-Keel». Лодка, кстати, как я и ожидал, оказалась тяжелее заявленного веса, то есть около 80 кг.
На первом испытании Twin-Keel показал все свои прелести: плавный ход, отличная управляемость (лучше, чем на FL 330 с 6-кой). Пайолы WL 390 АL имеют незначительные перегибы на ходу по волне, чего не было на FL 330.
Надеюсь, в следующем году это будет исправлено. Думаю, что необходимы другие размеры пайолов. Их ширина должна быть чуть больше. При движении через нос лодки происходит забрызгивание кокпита, особенно сильно брызжет в лицо при встречном ветре, поэтому не мешало бы предусмотреть фальшборт или изменить геометрию носа, или хотя бы предложить носовой тент.
Но всё же, впечатления при первом использовании остались в целом хорошие, управляемость на высоте, хотя, конечно, я не знаю, как лодка поведёт себя с двигателем 35 л.с.
Уже при дальнейшем использовании этой модели лодки выяснилось, что внутрь носовой «герметичной» сумки попадает вода, причём иногда в очень даже немалых количествах. Откуда она появляется, я так и не понял, возможно, что от забрызгивания. Также набирается вода через сливной клапан, находящийся, по-моему, высоковато, а слить воду довольно трудно. Колеса, конечно, помогают, но одному вынуть лодку из воды даже на небольшом уклоне очень сложно, приходилось цеплять за а/м тросом.
Разборка / сборка ничем не отличается от FL 330, но места WL 390 занимает намного больше. Даже с моим 500-ти литровым багажником уместить мотор вместе с такой лодкой не представляется возможным. И, немного поразмышляв, я купил прицеп для перевозки лодки. Теперь - красота!
С установкой дополнительного оборудования сложностей не возникало. UniMount правда приклеился только со 2-ой попытки, но первая была в «полевых условиях», обезжиривал бензином. Штука удобная, крепко держит даунриггер, держатели, ещё бы по краям ограничители какие-нибудь, чтоб сигареты с зажигалкой да горелка газовая не спадала, ну и пятаков побольше в комплекте, хотя бы для 2-х мест установки.
Максимальная скорость комплекта составила 37 км/ч в одиночку с баком топлива, винт использовал стандартный с 9-м шагом, с 13-м шагом более 34 км/ч моя лодка не разгонялась, а облегчить этот винт пока никак не получается. Испытываю большие неудобства ввиду отсутствия тахометра, никак не могу найти (типа «TINY TACH» только для двухтактных моторов).
Также подумываю об установке фары, ходовых огней, дуги для троллинга и, еще надо бы купить транспортировочный чехол. Электромотор, к сожалению, попробовать на этой лодке я еще не успел. А вот «ватрушку» потаскал достаточно, в принципе всё лето только этим и занимался, «поклажу» с весом менее 80 кг мой комплект вытаскивает довольно резво, а если 80-100 кг, то надо на нос сажать пассажира кг так под 40-ок, да самому вперед сместиться. Товарища со 110-ю кг покатать не удалось. Не помешали бы рымы для подсоединения «ватрушки».
За четыре месяца эксплуатации сломалась уключина. Случилось это на чистой воде, но, как обычно быстро была заменена по гарантии. Сумка под банку довольно непрочная, застёжки все поломались от ветра, при транспортировке, а в нескольких местах и по швам разошлась.
В гарантии на неё мне почему-то отказали. Пришлось жену сажать за швейную машинку, вместо лямок вшила замок. Теперь просто песня! На неразъёмные кольца сумки для переноски лодки, также имеются нарекания, они со временем тоже расходятся.
Подводя итоги, я хочу отметить как прекрасные ходовые качества, отличный внешний вид данной модели, так и внушительный вес комплекта. Это хороший комплект, как для рыбалки, так и для отдыха. Если бы я сейчас стоял перед выбором лодки, имея прицеп для перевозки, то, наверное, выбрал бы WL 420 или HD 430, 470 с более мощным мотором на дистанционном управлении.
Критерии выбора на тот момент у меня были следующие: длина более 3 м, чтобы два спиннингиста могли рыбачить и не мешать друг другу, но, в то же время лодка должна подходить под уже имеющийся мотор Suzuki 6 л.с., то есть быть компактной, а вот условия эксплуатации не учитывались…
Перелопатив кучу информации, в частности отзывы в интернете, я не смог найти ничего более симпатичного и недорогого, чем Badger. Итак, первой моей надувной лодкой Badger стала FL 330 2007 модельного ряда с надувным дном AirDeck, которая была приобретена в рамках акции «Закажи у производителя».
Но, еще до начала сезона, на всякий случай были мною приобретены еще и фанерные пайолы, аэрдек заменен по гарантии. Все процедуры замены по гарантии заняли приблизительно неделю. Регистрация в ГИМС-е доставила одну неприятность, в справке-счете отсутствовал серийный номер, поэтому пришлось подгонять его на компьютере, возможность «записи от руки» инспектора не устроила.
С номерами я голову долго не ломал, сделал трафарет и нанес несмываемым маркером. Правда, потом появилось несколько пятен, но на внешнем виде это особенно не отразилось. На первой поездке выяснилось, что высоту навески мотора надо менять, так как выходить на глиссер лодка с загрузкой более одного человека просто отказывалась.
Навесил мотор с минимально возможным расстоянием до антикавитационной пластины, подняв его на 25 мм. Теперь моя надувная лодка могла глиссировать с полезным весом около 130 кг. Но, не успокоившись, поискав подробную информацию о винтах, я его «облегчил». И, о чудо, лодка с 6-ти сильным Сузуки начала вытаскивать на глиссер вес более 200 кг полезного веса (я-85 кг, товарищ - около 110 кг, бензина 15 литров + снасти)!
Правда, позже, месяца через 3-4, когда винт начал терять форму, такой «выход» стал возможен только против течения. Скорость с такой загрузкой была, конечно, маленькая, порядка 15 км/ч (на тот момент у меня не было GPS, поэтому скорость приблизительная), а вот когда я был в лодке один, то газ больше чем на 3/4 открывать было страшно из-за вероятности «перекрута» мотора и потери управления.
С таким мотором забрызгивание кокпита мне было незнакомо. Как-то раз поставили на лодку 2-х тактный 15-ти сильный Suzuki (на тот момент в лодке был айрдек). На глиссер вдвоем выйти не смогли, наверное, было недостаточное для такого мотора давление в аэрдеке, он просто «складывался». Хотя за 5 минут до этого мы рассекали на 6-ке…
Надувной пайол AirDeck использовался мною в основном при «сольной» рыбалке (из-за быстрой и легкой процедуры «выгрузил – собрал – спустил - уплыл», ну и в обратном порядке). Такая процедура, у меня в одиночку, к концу сезона занимала не более 20-ти минут с момента открытия багажника до отплытия.
Фанерный пол, как правило, мы использовали при рыбалке на спиннинг и при отплытии «на отдых». По управляемости к модели FL 330 претензий не было, но это пока я не стал обладателем WL 390 - ведь всё познаётся в сравнении…
Так как у меня до этого была лодка «Ямаран» с его подвижными сиденьями, то стационарное крепление у FL 330 вызывало у меня большие неудобства, поэтому было приобретено сиденье-бублик, которое можно выдать за спасательный круг.
Насосом для накачивания является автомобильный компрессор со специальным выводом (давление до 0,8 бар), что очень удобно при накачивании надувного пайола AirDeck. С ножным насосом процедура его накачивания до рабочего давления утомляет и, к тому же занимает в три раза больше времени.
Баллоны накачивались с постоянным манометрическим контролем, пока не пришла в голову небольшая хитрость - открыть предохранительный клапан (предварительно накачав до упругого состояния боковые баллоны) и, накачивать лодку до того момента пока он не начнет стравливать воздух, а потом просто закрыть его и один раз померить давление.
Из вспомогательного оборудования были установлены на банках эхолот и держатели для спиннинга Scotty 230 ВК.
За семь месяцев активной эксплуатации (каждые выходные), кроме замены по гарантии, и 2-х проколов уже нового аэрдека, больше никаких неприятностей с лодкой у меня не было. Была проблемка с мотором (переливал), но она была вызвана качеством нашего топлива.
Мои впечатления от этой модели лодки (с 6-ти сильным мотором) остались самые хорошие, это просто идеальный вариант для рыбалки - всё легко, быстро, удобно и что немаловажно - компактно, но, как говорится, аппетит приходит во время еды.
С закрытием навигации я начал задумываться о более мощном моторе. Как показала практика, большую кампанию перевозить сложно и опять, поиски, изучение, сравнение и т.д. Начал присматриваться к 15-ой Сельве с электрозапуском (я уже писал, что была проблемка с мотором из-за перелива, после которого приходилось «долго и упорно» дергать шнур). Но, из-за отсутствия сервисного центра, всё-таки окончательный выбор был сделан в пользу Suzuki DT15, несколько штук, которые эксплуатируют знакомые.
А, прочитав «Надувная всеволновая лодка Wave Line - больше чем RIB!» я начал задумываться о такой модели лодки. Можно сказать, была любовь с первого взгляда. Выбор сделан, и опять, в рамках акции «Закажи у производителя» была приобретена надувная лодка Wave Line 390AL.
Предполагая, что вес лодки на сайте опять занижен, были приобретены колёса модели 1481, сиденье от саней, а в качестве подарка по акции - система крепления UniMount. Также мною был приобретён ходовой тент от лодки Сильверадо и универсальный монтажный блок для крепления к направляющим сидений, сменные винты «Пиранья» (грузовой с 7-м шагом и скоростной с13-м), сумка под банку.
После получения и первой сборки новой лодки, как и с FL 330 - разочарование. Теперь, на мою голову новая напасть - уже не дырявый аэрдек, а неподходящие пайолы. Я, по опыту эксплуатации предыдущих лодок, привык к стрингерам которые «надо умудриться вставить», а эти вставлялись в пайолы «двумя пальчиками».
Бракованные, на мой взгляд, пайолы, как и в случае с аэрдеком, были заменёны в считанные дни, но, в новые пайолы стрингера вставлялись чуть-чуть сложнее, оставляя большой свободный ход в стрингерах, на что теперь был получен ответ: «это конструктивная особенность лодок с Twin-Keel». Лодка, кстати, как я и ожидал, оказалась тяжелее заявленного веса, то есть около 80 кг.
На первом испытании Twin-Keel показал все свои прелести: плавный ход, отличная управляемость (лучше, чем на FL 330 с 6-кой). Пайолы WL 390 АL имеют незначительные перегибы на ходу по волне, чего не было на FL 330.
Надеюсь, в следующем году это будет исправлено. Думаю, что необходимы другие размеры пайолов. Их ширина должна быть чуть больше. При движении через нос лодки происходит забрызгивание кокпита, особенно сильно брызжет в лицо при встречном ветре, поэтому не мешало бы предусмотреть фальшборт или изменить геометрию носа, или хотя бы предложить носовой тент.
Но всё же, впечатления при первом использовании остались в целом хорошие, управляемость на высоте, хотя, конечно, я не знаю, как лодка поведёт себя с двигателем 35 л.с.
Уже при дальнейшем использовании этой модели лодки выяснилось, что внутрь носовой «герметичной» сумки попадает вода, причём иногда в очень даже немалых количествах. Откуда она появляется, я так и не понял, возможно, что от забрызгивания. Также набирается вода через сливной клапан, находящийся, по-моему, высоковато, а слить воду довольно трудно. Колеса, конечно, помогают, но одному вынуть лодку из воды даже на небольшом уклоне очень сложно, приходилось цеплять за а/м тросом.
Разборка / сборка ничем не отличается от FL 330, но места WL 390 занимает намного больше. Даже с моим 500-ти литровым багажником уместить мотор вместе с такой лодкой не представляется возможным. И, немного поразмышляв, я купил прицеп для перевозки лодки. Теперь - красота!
С установкой дополнительного оборудования сложностей не возникало. UniMount правда приклеился только со 2-ой попытки, но первая была в «полевых условиях», обезжиривал бензином. Штука удобная, крепко держит даунриггер, держатели, ещё бы по краям ограничители какие-нибудь, чтоб сигареты с зажигалкой да горелка газовая не спадала, ну и пятаков побольше в комплекте, хотя бы для 2-х мест установки.
На сидении удобно сидеть при троллинге, но надо держаться покрепче на глиссировании, а особенно при старте. Сиденье закреплено на 33 см стойке к кормовому пайолу. Получилось немного выше, чем на банке. А тент вообще прелесть, снятие-установка занимают всего 3 минуты! Не могу понять, почему в Баджере до сих пор таких нет. Плавать с ним пока не приходилось, а от дождя спрятаться и переночевать доводилось.
На транце места – просто не осталось: датчик эхолота, направляющие колёс, кольца под крепление фала «ватрушки», даже не знаю, уместиться ли между баллоном и основным мотором электромотор. Кстати, при креплении направляющих колёс, серийный номер лодки пришлось сместить немного вверх.
Максимальная скорость комплекта составила 37 км/ч в одиночку с баком топлива, винт использовал стандартный с 9-м шагом, с 13-м шагом более 34 км/ч моя лодка не разгонялась, а облегчить этот винт пока никак не получается. Испытываю большие неудобства ввиду отсутствия тахометра, никак не могу найти (типа «TINY TACH» только для двухтактных моторов).
Также подумываю об установке фары, ходовых огней, дуги для троллинга и, еще надо бы купить транспортировочный чехол. Электромотор, к сожалению, попробовать на этой лодке я еще не успел. А вот «ватрушку» потаскал достаточно, в принципе всё лето только этим и занимался, «поклажу» с весом менее 80 кг мой комплект вытаскивает довольно резво, а если 80-100 кг, то надо на нос сажать пассажира кг так под 40-ок, да самому вперед сместиться. Товарища со 110-ю кг покатать не удалось. Не помешали бы рымы для подсоединения «ватрушки».
За четыре месяца эксплуатации сломалась уключина. Случилось это на чистой воде, но, как обычно быстро была заменена по гарантии. Сумка под банку довольно непрочная, застёжки все поломались от ветра, при транспортировке, а в нескольких местах и по швам разошлась.
В гарантии на неё мне почему-то отказали. Пришлось жену сажать за швейную машинку, вместо лямок вшила замок. Теперь просто песня! На неразъёмные кольца сумки для переноски лодки, также имеются нарекания, они со временем тоже расходятся.
Подводя итоги, я хочу отметить как прекрасные ходовые качества, отличный внешний вид данной модели, так и внушительный вес комплекта. Это хороший комплект, как для рыбалки, так и для отдыха. Если бы я сейчас стоял перед выбором лодки, имея прицеп для перевозки, то, наверное, выбрал бы WL 420 или HD 430, 470 с более мощным мотором на дистанционном управлении.
Андрей, stroiinvestt@yandex.ru, Самара