К сожалению, в этом сезоне я не успел опробовать новый гребной винт ProPulse на ходу, поэтому могу рассказать только о первых впечатлениях. Опыт общения с водномоторной техникой у меня более 20-ти лет. У меня были разные лодки, последняя – Нептун 3 с Вихрем 30. На этом моторе я ездил с аналогичным винтом с алюминиевой ступицей и пластмассовыми лопастями.
Нептун - очень критичная к загрузке лодка, чуть перегрузил - и на глиссер не выходит. А с винтом переменного шага нет проблем: изменил шаг - и всё. Опять же, лопасти приходилось ломать. Так что, когда я купил Mercury 60 вопрос о выборе винта для меня не стоял, но в то время таких винтов не было. Пришлось брать то, что было: алюминиевый трехлопастной и стальной четырехлопастной.
Стальной винт, конечно, хорош, но цена у него высокая. Покупать такие винты разного шага слишком дорого, да и весит он немало. Хотя я видел у некоторых в лодке по 6-7 алюминиевых винтов, в основном, с поврежденными лопастями. Пришлось упорно поискать по интернет-магазинам винт с изменяемым шагом, и вот, наконец, на сайте www.badger.ru нашёл нужный и сразу его заказал.
Первые впечатления о гребном винте ProPulse такие: вес всего 700 г против 1,35 кг у алюминиевого трехлопастного и 2,6 кг у стального четырехлопастного. Разница говорит сама за себя. Качество изготовления довольно хорошее.
Я сразу начал пробовать его на прочность - попытался сломать руками лопасть, давил со всей силы - ничего не вышло, хотя лопасти слегка пружинят (кончик, субъективно, ходит на 1-2 мм). Толщина лопасти на задней самой толстой кромке в средней части всего около 2,5 мм. Это говорит о том, что при нагрузке лопасти могут изменить геометрию (шаг), хотя, с другой стороны, при наезде на препятствие есть шанс, что лопасти спружинят и не сломаются. Лопасти не гладкие, а слегка шероховатые.
Ослабив винты, я попробовал поворотом передней части изменить шаг - не получилось. На отечественных винтах шаг выставлялся свободно. Хотя, в данном случае это скорее плюс – это говорит об очень точном изготовлении деталей винта, никаких люфтов нет. Пришлось понемногу смещать каждую лопасть, чтобы изменить шаг. Ещё один момент: на ступице есть выступы и впадины для фиксации шага. У меня сразу не получилось выставить максимальный шаг.
Причина оказалась в следующем: на стыках литейных форм образуются небольшие выступы, я их не заметил сразу, там десятые доли миллиметра. Но при такой точности изготовления этого оказалось достаточно. Немного работы надфилем - и всё в порядке. Ещё вот что у меня вызвало некоторую неуверенность, хотя это только предварительное мнение: винт полностью пластиковый, шлицы тоже. Вопрос: при наезде на препятствие сломается лопасть или срежет шлицы? Хотя, ещё раз повторю, пластик на первый взгляд очень прочный.
На следующий сезон обязательно буду делать сравнительные испытания с другими винтами. Мне это самому интересно. Благо, есть и тахометр, и gps-навигатор - сравнить можно будет более-менее корректно. В целом, первые впечатления самые хорошие - и о качестве изготовления, и о прочности.
Александр Александрович, manko4@yandex.ru, Республика Саха (Якутия), п. Черский