Я приобрел в Баджере алюминиевый лодочный винт Turning Point Хастлер 10-3/8 с шагом 13 для Yamaha 30HMHS. Изначально мой мотор был укомплектован штатным винтом Yamaha 14 шага, однако на моем комплекте (Nissamaran 420TR с поднятым на 25мм транцем + Yamaha 30) на рабочий диапазон оборотов двигатель не выходил, скорость по GPS-навигатору оставалась максимум 39 км/ч при загрузке в 3 человека и бак бензина.
Я начал изучать ассортимент винтов. Почитал форумы, отзывы и остановил свой выбор именно на винтах от Turning Point. Заказал, через две недели пришла посылка.
Первое, что бросилось в глаза, когда распаковал винт, - это большая толщина лопастей по сравнению с ямаховским. Второе - это втулка. Я предполагал, что она резиновая, однако на деле она оказалась пластиковой. Завтуливается в винт достаточно плотно, с некоторым натягом. Шлицы на гребной вал выполнены из латуни, садятся тоже плотно. Качество литья и покраски винта - на отлично. Ну что ж, ждем выходных - и на воду, испытывать!
С той же загрузкой скорость стала 43 км/ч при оборотах 5400. В принципе, лодки Nissamaran не самые скоростные. Я думаю, на ПВХ лодках длиной 4,20-4,30 м с данным мотором можно добиться и 47-48 км/ч. Выход на глиссирование стал более резким, чувствуется лучший упор.
В выходные помимо рыбалок мы еще развлекаемся катанием на вейкборде. Более стабильный выход из воды почувствовался и тут. Рекорд: на доске 137 см вытащили и потянули со скоростью 35 км/ч товарища весом 95 кг (это информация для тех, кто сомневается, вытянет ли тридцатка). В лодке при этом было 3 человека килограмм по 65-75 весом и бак бензина.
На рыбалке на реках севера Свердловской области пригодились толстые лопасти Хастлера. 6-7 раз я ловил топляк винтом на скорости 30-32 км/ч (три четверти газа – самый экономичный режим), два раза вылетал на песчаную мель и пару раз чиркал по камням на перекате. И все это на лодке, груженой по 400-550 кг. Штатный винт бы загнулся, а с этим ничего не случилось. Появились небольшие заусенцы (запилил их напильником), краску содрал с кромок лопастей. Еще переживал за втулку (как бы она ни рассыпалась от ударов), но осмотр показал, что все в порядке. Штатный винт теперь вожу как запасной. Расход бензина снизился, т.к. та же самая скорость теперь достигается при меньшем открытии дросселя. В общем, я очень доволен данным гребным винтом! Всем рекомендую!
Ответы на вопросы анкеты:
> Выбирая для себя новый винт, какие задачи Вы предполагали решить?
Предполагал повысить скорость и иметь запасной винт, а оказалось все гораздо лучше, теперь штатный в запасе!
> Есть ли в Вашем регионе магазин, предлагающий гребные винты Turning Point?
В Нижнем Тагиле и в Екатеринбурге магазинов не нашел, сотрудники многих магазинов вообще первый раз слышат о данных винтах. В основном, предлагают продукцию Solas, Michigan и штатные винты от производителей лодочных моторов.
> Было бы для Вас удобным, если бы в таком магазине Вы могли бы взять винта на пробу?
Конечно, всегда интересно попробовать новый винт! Но в наших магазинах такого не встречал.
> На сайте каждому покупателю предоставлена возможность заказать набор винтов.
Я не замечал, или когда покупал (в мае), такого не было. Думаю, оптимальным набором были бы одна втулка и двое лопастей, т.к. втулка – вещь вроде надежная, ее хватит на всю жизнь лопастей.
> Насколько полно и удобно представлена на сайте информация о винтах Turning Point? Пользовались ли Вы при выборе винта консультацией менеджера? Как Вы оцениваете работу консультанта, работу нашего сотрудника, выполнявшего Ваш заказа, сроки доставки, упаковку, а также ваши первые впечатления после получения винта или набора винтов?
Информация мне показалась достаточной. Была некая неуверенность, подойдет ли втулка к моему мотору, однако эту неуверенность развеяли на форуме сайта motolodka.ru. К консультанту я не обращался.
А вот работа менеджера мне показалось хорошей: ответили и отправили счет быстро. После оплаты я попросил сообщить мне, когда дойдут деньги и когда отправят посылку - все сообщили. Посылка шла 2 недели. Упаковка хорошая, все пришло в целости. Ну а о впечатлениях при открытии коробки написал выше.
> Винты каких производителей Вы использовали до приобретения этого винта?
До этого я использовал только штатный гребной винт. Также пробовал Solas Alcup 3 с 13 шагом, но он показал худшие характеристики, чем Хастлер. Если сравнивать по цене, то Solas почти вдвое дороже.
> Просим Вас подробно рассказать о своем судне и лодочном моторе (модель, мощность, обычная загрузка и т.д.), а также в каких условиях эксплуатируется судно (спокойное озеро с песчаным дном, мелководная река с каменистым дном, захламленность водоема, и т.д.).
Об это я писал выше: покатушки при загрузке 3-4 человека на местном пруду (илистое дно, камни). Рыбалка на различных речках (от песчаных и спокойных до каменистых и бурных).
> Возникли ли у Вас проблемы при установке винта Turning Point на Ваш лодочный мотор?
Проблем с установкой не возникло: легко собрал лопасти и втулку, на шлицы винт встал как штатный. Высота и диаметр винта тоже проблем не вызвали.
Одно отличие - на волнах и в поворотах этот винт сильнее подхватывает воздух, но это для меня не критично.
> Имели ли случаи подхвата воздуха двигателем при резких поворотах судна или другие негативные ощущения, которые появились при установке именно винта Turning Point?
Подхват воздуха в резких поворотах есть, но не критичный.
> Какими дополнительными приборами Вы пользовались при подборе оптимального винта. Стационарным тахометром? Переносным тахометром? GPS Навигатором? Спидометром?
Пользовался GPS-навигатором и переносным тахометром, сделанным из мультиметра. Тахометр на румпель пришелся бы очень кстати.
> Если Вы наезжали на подводные препятствия с этим винтом, то, как вел себя при этом Ваш винт? Какие это были препятствия, и какие повреждения, в конечном итоге, получил винт? Осталась ли целой ступица винта, втулка?
Повреждений гребного винта и втулки практически нет. Редуктор и гребной вал двигателя я не повредил. Перо двигателя немного повредил, но тоже не критично. Винт снимал на воде, проблем нет, втулка извлекается легким ударом деревянного брусочка. На воде менять винт несложно.
> Купили ли бы Вы винт Turning Point снова? Какие Вы можете назвать его главные достоинства? Или недостатки?
Конечно, купил бы. Советую всем знакомым и форумчанам, озаботившимся выбором гребного винта.
Достоинства: крепость, надежность конструкции, хорошее качество изготовления, невысокая цена (дешевле штатного и многих других производителей).
Недостатки: небольшой подхват воздуха в поворотах, не более.
По сравнению со штатными ямаховскими винтами в т.ч. и с шагом на 13, я думаю, Хастлер выигрывает с большим отрывом. Соотношение цена/качество у винтов Tuning Point отличное.
Так держать, Баджер!
Александр Геннадьевич, puza83@mail.ru, Нижний Тагил