В конце 2008 г. я приобрел лодочный мотор Yamaha 30 HWCS. Этот подвесной двигатель приобретался для использования на надувной лодке Badger Heavy Duty 390, приобретенной в 2008 году в компании «Баджер» (www.badger.ru), и мотолодке «Прогресс – 2» на реке Амур и на прилегающих озерах Хабаровского края.
Сразу же встал вопрос о запасном гребном винте, потому что 'родной', выполненный из алюминия, мог в любую минуту выйти из строя при столкновении с водными препятствиями, коими в огромном количестве изобилует река Амур, особенно в период малой воды.
Штатный винт, которым комплектовался мотор 9 7/8х14-F, по своим характеристикам должен был быть скоростным, следовательно, встал вопрос о приобретении запасного винта с меньшим шагом. Мне хотелось иметь винты на все случаи жизни. Начав изучать этот вопрос, я вдруг увидел, что выбор винтов на мой мотор чрезвычайно мал, а цены на оригинальные винты заоблачные. Пришлось изучать форумы и отзывы людей, которые столкнулись с такой же, как и у меня, проблемой.
Проанализировав мнения многих любителей-водномоторников, которые рекомендовали к моему мотору Хастлер, изучив информацию о нем на официальном сайте компании Badger, я пришел к выводу, что это самый подходящий вариант.
Подкупало и то, что винт был разборной конструкции, то есть можно было менять лопасти в случае их выхода из строя, оставляя родную втулку. В общем, выбор был сделан, и на сайте www.badger.ru были заказаны втулка и пара лопастей к ней с шагом 13.
Получив заказ на почте и, тщательно изучив его визуально, я остался очень доволен. Качество исполнения было на высоте. Никаких раковин, вкраплений, абсолютно гладкие и ровные поверхности. Втулка без зазоров и шатания входила в лопасти. Собранный лодочный винт очень четко надевался на шлицы выходного вала редуктора.
Долгое время вновь приобретенный винт катался со мной в качестве запасного. Но однажды представилась возможность его попробовать в деле. Лодка «Прогресс – 2» - далеко не самая скоростная лодка, и со стандартным винтом в моем случае развивала скорость 35 км/час с одним человеком. Это притом, что положение мотора варьировалось по высоте и наклону.
Однажды у нас с приятелем возникла необходимость прилично нагрузить лодку (двое человек килограммов по 90, бензин и примерно 200-250 кг груза). Было решено поставить купленный винт Хастлер. Были сомнения, выйдет ли лодка в режим глиссирования. Каково же было удивление, когда лодка, хотя и с усилием, через некоторое время уверенно вышла в режим глиссирования и, более того, развила скорость 30 км/час против течения (судя по показаниям GPS-навигатора).
Добравшись до места и разгрузив лодку, я испытал её налегке (2 человека и бензин). Скорость оказалась 40 км/час при полном открытии дроссельной заслонки. Такой прыти от своего «Прогресса» я до этого не видел. На всех режимах мотор работал ровно, не было никаких «прохватов», брызгообразования и прочих негативных факторов. В поворот лодка входила легко, воздух не подхватывался.
В последующие поездки я отметил также и меньший расход бензина при езде на этом гребном винте. Конечно, я не профессионал в области испытания винтов, хотя стаж водномоторника у меня уже более 20 лет, но результаты меня очень впечатлили. Все последующие поездки в навигацию 2009 г. происходили только на этом винте, а родной лежал у меня как запасной.
К сожалению, у меня не было возможности испытать винт на надувной лодке Badger Heavy Duty 390, но, думаю, что результат был бы таким же. Случаев ударов о подводные препятствия у меня не было, хотя песок лопастями винта задевать приходилось.
Никаких видимых серьезных повреждений обнаружено не было, только черная краска на концах лопастей облетела. В настоящее время подумываю приобрести еще один такой экземпляр, про запас, тем более что ничего равноценного по качеству, а особенно по цене, нигде пока не видел.
Виталий Анатольевич, i-sidor@mail.ru, Комсомольск-на-Амуре