Советую тем, кто эксплуатирует катер в морских условиях, на своих лодочных моторах использовать гребные винты данного класса. Положительных качеств у них достаточно много…
Я эксплуатировал винты ProPulse на четырех своих лодочных моторах Yamaha: 50, 80, 150 и 175 л.с. Ямаха 50 и 80 – четырехтактные, а 150 и 175 - двухтактные. Использую катер Yamaha Fisher - 24 фута с рубкой и дополнительной надстройкой. Эксплуатация данного катера производится только на море. При установке моторов мощностью 150 и 175 л.с. 50-сильный двигатель использовался как вспомогательный, хотя жаль, что не попробовал дополнительно его запустить в качестве второго мотора. В настоящее время эксплуатация катера производится под моторами Yamaha 80 и 50. Последний запускаю, когда требуется увеличение скорости или при большой загрузке.
На обоих моторах стоят лодочные винты ProPulse, оба двигателя оборудованы тахометром и автогидроподъемником. Это существенно облегчает подбор шага винта.
От эксплуатации моторов большей мощности я отказался ввиду их большого расхода топлива и масла. Выигрыш в скорости с ними оказался в пределах десяти километров в час. При прохождении расстояния в 250-300 километров экономия четырехтактных моторов выглядит существенной, а возможность изменения шага винта дает возможность быстрой балансировки моторов для оптимальной скорости катера.
Советую тем, кто эксплуатирует катер в морских условиях, на своих лодочных моторах использовать гребные винты данного класса. Положительных качеств у них достаточно много: они легче стальных и алюминиевых, в связи с чем, дольше ходит редуктор.
Кроме того, преимуществами стоит считать возможность регулировки оптимального шага под данную загрузку при прохождении длинных расстояний, удобство оптимального выбора оборотов мотора за счет регулировки шага винта при использовании двухмоторной установки. Кстати, синхронизировать моторы с алюминиевыми винтами марки Solas оказалось гораздо сложнее, чем я думал: ни один из предлагаемых шагов не подходил. Жесткость винтов достаточная для исключения прогиба лопастей при резком увеличении нагрузок.
К основным недостаткам этого класса лодочных винтов могу отнести следующее: при ударе о подводные препятствия даже на тихом ходу лопасти могут выходить из строя. На двигателе Yamaha 80 уже пришлось поменять два комплекта винтов - теперь я более осторожен. Охотское море, на котором, в основном, используется катер, считается одним из самых суровых морей на земле - в течение получаса штиль превращается в шторм. Винты с изменяемым шагом эксплуатирую с эпохи Вихрей - полюбились.
Также я эксплуатировал в этом году мотор Yamaha 50 с винтом ProPulse на лодке ОКА-4 на реке Колыма. Из преимуществ можно отметить следующее: при загрузке лодки около 600-700 килограмм, уже со второй попытки был установлен оптимальный шаг винта, при котором лодка выходила на глиссер и, мотор развивал 5500-5800 оборотов, а скорость вниз по течению была 52-54 км.
Пройденное расстояние в один конец - 300 км. Однако, при хождении по более мелким рекам, имеющим большое количество перекатов, данный гребной винт не годится, т.к. прочность лопастей недостаточная для выдерживания ударов о подводные препятствия. Поэтому, выйдя с поселка Сеймчан и, дойдя по реке Колыма до устья реки Сугой (более мелкая, чем Колыма), где была основная база, пластиковый винт был заменен на алюминиевый, т.к. по Сугою на одном из перекатов от незначительного удара были повреждены две лопасти. Далее все перекаты проходил на алюминиевом винте. На обратный путь по реке Колыме, после замены лопастей, был опять установлен пластиковый винт.
В целом, качество этого гребного винта удовлетворяет: для эксплуатации в морских условиях на моторах разной мощности и разных по размеру катерах подходит идеально, при установке на мотор 175 л.с. прогиба лопастей не ощущается, динамика мотора, судя по ощущениям, улучшается - чувствуется более резкий старт.
Из минусов следует отметить «боязнь» мелководья, причем вне зависимости от мощности мотора.
Маршруты походов: г. Магадан - залив Шельтинга - мыс Восточный в сторону г. Охотска; г. Магадан - мыс Таран - Ямские острова в сторону Эвенска. По реке Колыма с поселка Сеймчан до устья реки Коркодон, и по Коркодону до устья реки Булун.
Юрий Степанович, yura62ramblerru1@rambler.ru, Магадан