Так получилось, что перед летним сезоном я сменил свой проверенный и «настроенный» для Волги комплект, состоящий из лодки Badger Wave Line 390 с мотором Suzuki DT15 на Badger Wave Line 390 последнего модельного ряда с мотором Yamaha BMHS 25.
Зная, что комплект выдавал 38 км/ч, я сразу установил проставку на транец, отдал оригинальный винт токарю на «облегчение» и начал штудировать просторы интернета в поисках отзывов от реальных владельцев похожих комплектов. Интересовало и достижение максимальной скорости налегке, и «покатушки» на ватрушке.
Как и ожидалось, подавляющее большинство мнений сводилось к отсутствию универсального шага винта, а винт с изменяемым шагом ProPulse к моему мотору не выпускался. В конечном счёте, для обычной загрузки был выбран винт с шагом13, а грузовым суждено было стать винту, имеющему 11 шаг.
Так как о гребных винтах Hustler от Turning Point Propellers негативной информации было мало, а цена на них была довольно низкая, то получилось, как говорится, «при всём богатстве выбора - другой альтернативы нет». То есть мой выбор пал именно на них. К тому времени и мой знакомый, эксплуатирующий Прогресс 4 с мотором Mercury 30, созрел для «грузового» винта с 11-ым шагом.
На момент заказа втулки на мотор Mercury не было в наличии, поэтому заказали набор из Ямаховской втулки и 2-х лопастей с 11-ым шагом, втулка для Mercury оказалась в наличии у самарского дилера (магазина «Рыба-Кит»).
Пока я ждал прихода набора после очередного, к сожалению, неудачного «облегчения», родной гребной винт пришел в негодность и, мне пришлось экстренно искать новый. Только после двухдневных поисков по всем магазинам водомоторной техники в наличии был найден корейский винт с 13-ым шагом, причём цена у него была только немногим выше, чем у Hustler. Выходные были спасены.
Получив набор, я приступил к испытаниям. Жаль, что с родным гребным винтом сравнить не удалось - сравнивал с корейским 13-м. При испытаниях очень не хватало тахометра. Максимальная скорость налегке была достигнута на винте Rascal с 11-ым шагом и составила 44 км/ч, корейский с 13-ым шагом смог разогнать до 42 км/ч. На глиссирование первый выводил всегда, 13-ый один раз подвёл - не смог вытащить 6 человек с барахлом и пивом (загрузка около 600 кг). Ватрушку с седоком, весом 100 кг, винт Hustler вытягивал легко и с коротким фалом, а 13-ый - только с длинным фалом. По моему мнению, под 13-ым винтом на полном газу мотор работает мягче, чем под 11-ым.
Минимальный путевой расход замерялся в пустой лодке при минимальных оборотах устойчивого глиссирования. Под 11-ым гребным винтом он составил 3800 м/1 литр, а под 13-ым – 3950 м/1 литр. У знакомого же винт стал в качестве основного, пока он не сменил мотор на 40-ку. И пока он ждал новый мотор, моя Yamaha 25 была установлена на его 4-й Прогресс и показывала при таком же винте (Hustler, 11 шаг) более высокие результаты, чем Mercury 30.
Так, максимальная скорость выросла на 4 км/ч, достигнув 39 км/ч; время выхода на глиссирование немного сократилось; правда, путевой расход был повыше: к примеру, с загрузкой в 3 человека расход составлял 3200 м/1 литр. Думаю, что это объясняется большим рабочим объёмом у Ямахи.
Всё, что я ожидал от винта, я получил, и выбором остался доволен. Очень жаль, что в линейке винтов со сменным шагом ProPulse до сих пор нет модели, подходящей к Yamaha 25 BMHS - очень хотелось бы такой опробовать.
Андрей Владимирович, stroiinvestt@ya.ru, Самара