Весной 2009 года я приобрел надувную лодку Badger Heavy Duty 390 AL и мотор Yamaha 30НМHS. С мотором шел штатный винт: шаг – 14, диаметр - 9 7/8 дюйма. При покупке надеялся, что с легкой надувной лодкой это будет оптимальный скоростной винт.
При обкатке мотора эта надежда усилилась, потому что на треть, а затем и на пол газа лодка вела себя замечательно – стремительно набирала скорость (до 25 км/ч по gps) и выходила на глиссирование. Но по результатам обкатки меня ждало разочарование. Вторая половина газа практически совсем не прибавляла скорости, достигнув максимума скорости в 32 км/ч. Я пробовал менять угол атаки мотора, переставляя шплинт, поднимал мотор на 2 см, подкладывая под транец дощечку, чтобы антикавитационная пластина была примерно на 1,5 см ниже среза днища лодки. Ничего не помогало!
Тахометра тогда еще не было - я решил сначала установить его, а потом уже определяться с подбором нового винта. Но вышло немного не так. В очередной выезд, проходя под мостом на малом ходу, зацепил что-то винтом - лопасть немного загнуло. По неопытности, тут же начал ее выпрямлять и отломил кусочек.
Пришлось искать новый гребной винт: сезон только начался, медлить было нельзя. Позвонил дилеру Yamaha, винты в наличии есть, но по заоблачным ценам! В магазинах, где торговали аналогами, предлагали либо откровенно некачественный винт китайского производства по цене оригинала, либо тот же оригинал втридорога.
Поиски в интернете, ситуацию не меняли, пока я не наткнулся на предложение Интернет-магазина www.badger.ru – оно оказалось заманчивым! Стал ориентироваться на набор алюминиевых разборных винтов Хастлер для моторов 20-35 л.с. американской компании Turning Point. С помощью форума уточнил некоторые интересующие меня нюансы относительно совместимости этого винта с моим мотором.
Имея положительный опыт заказов через интернет в магазине Баджер, я, не откладывая, заказал набор: два комплекта лопастей лодочного винта Хастлер Turning Point (10 3/8 х 13) и одну втулку для них (для Yamaha 20-30 л.с. (редуктор 3”)) по приемлемой цене. Стал ждать посылки, читая в интернете положительные отзывы об этих винтах, привлекательные обзоры и результаты тестов. Друзья водномоторники не дали пропасть и одолжили на время, пока идет посылка (9-12 дней), совсем новый алюминиевый винт Solas. На нем лодка пошла интереснее, чем на родном гребном винте Yamaha, видимо, сказалось снижение шага, то есть винт для моего комплекта стал полегче.
Тем временем, пришел мой набор. Красивые черные лопасти (Yamaha и Solas были светлыми) были отполированы. Меня приятно удивила обработка гребного винта Turning Point: ни одной зазубрины, пещеринки на поверхности лопастей не нашел (опять же, по сравнению с родным). Форма лопастей существенно отличается от упомянутых ранее. Сразу же поспешил тестировать винт на воде! Без каких-либо затруднений установил втулку в лопасть (обратную процедуру не тестировал), готовый винт на мотор – все, как с цельным винтом.
С первых мгновений я почувствовал, что мотору легче крутить этот винт. Скорость возросла! Мотор раскручивается до максимальных рекомендуемых оборотов значительно быстрее, появились подхваты воздуха. С предыдущими винтами мотор стоял на проставке толщиной, примерно, 2 см. Когда я ее снял, то подхваты исчезли.
Судя по звуку мотора, ему этот винт подходил гораздо лучше, чем все предыдущие. То же самое подтверждал и тахометр – на максимальном газу я получил рекомендуемые производителем обороты мотора! При увеличении загрузки лодки обороты все равно держатся в пределах рекомендуемого минимума, но очень жаль, что Turning Point не выпускает гребных винтов Хастлер для моторов 20-35 л.с. с шагом 12 дюймов. Именно этот шаг прибавил бы пару км/ч при максимальных загрузках. Благодаря этому, при заказе набора сразу же можно было бы получить грузовой и скоростной винт.
Максимальную скорость, которую удалось развить на моем комплекте под гребным винтом Turning Point Хастлер - 43 км/ч.
Я два сезона отходил на этом винте без замечаний, неудобств и эксцессов. Цеплял траву, сети, песок и камни, но ни лопасти, ни втулка не подвели, только краска на краях лопастей чуть слезла.
В общем, я винтом доволен, потому что по цене одного оригинального винта сейчас в моей лодке лежит второй комплект новых лопастей, превосходящих по исполнению, качеству и характеристикам все известные мне аналоги!
Денис Анатольевич, mashkovd@mail.ru, Нефтеюганск