Ставлю винт 9х10 на мотор, установленный на транце лодки Badger SL 390. Пассажира усаживаю в лодку, сам - за мотор. Ручку газа выкручиваю на максимум, а лодка не идет! Шума от мотора много, но не более того.
Перед открытием навигации 2010 года меня осенило: к моему мотору Johnson 15 нужен запасной лодочный винт. Родной винт мотора – 9х11. На форуме и в разделе аксессуаров к лодочным моторам Баджера неоднократно просматривал информацию по гребным винтам Turning Point, цена которых меня вполне устраивала.
В других магазинах винты 9х10 и 9х9 Solas были дороже. А когда в разделе «выгодные предложения» увидел наборы из двух винтов с втулкой, да еще и доставку, входящую в стоимость винта, то вопросы о том, у кого покупать винт, отпали автоматически. Оплатив по отправленному счету 4 с небольшим тысячи рублей, я получил набор из двух винтов и втулку – это, на мой взгляд, очень демократичная цена.
Получил посылку, состоящую из двух аккуратных коробок: два гребных винта и втулка к мотору Johnson. Огорчило то, что втулка не резинометаллическая, а целиком пластиковая - это минус. Но геометрические размеры соблюдены идеально. Втулку не нужно запрессовывать в винт с усилием, при этом - полное отсутствие люфтов. И на шлицы мотора садится идеально. Правда, перед тем, как установить втулку в винт, двумя - тремя движениями напильника снял небольшой выступ по кромке втулки - утолщение при литье. Без обработки этого выступа втулка ставилась с натягом, что создавало дополнительные усилия при замене винта.
Изготовление и окраска очень добротные! Не смог найти, к чему бы можно было придраться. Нет шероховатостей, потертостей, каких-либо дефектов литья. Поверхности ровные. Края гребного винта равномерно обработаны, заточены; лопасти нельзя назвать толстыми. Если оценивать качество изготовления и качество окраски винта Turning Point по пятибалльной системе, то можно поставить твердую пятерку.
Ставлю винт 9х10 на мотор, установленный на транце надувной лодки Badger FL 390. Пассажира усаживаю в лодку, сам - за мотор. Ручку газа выкручиваю на максимум, а лодка не идет! Шума от мотора много, но не более того. Начинаю поигрывать оборотами. Медленно, но все-таки лодка выходит на глиссирование, а затем происходит резкий подхват. В итоге получил выход на глиссирование чуть ли не за 30 секунд, а с родным винтом 9х11 лодку просто выстреливает.
Если смотреть на винты Rascal Turning Point и родной винт по каталогу, то лопасти первого имеют значительно большую площадь в сравнении с родным винтом. Теоретически, должен был получить больший упор. Но, в итоге, винт как бы проскальзывает при наборе скорости и только потом цепляется с резким подхватом. Возможно, это связано с обводами редуктора и какими-то вихревыми потоками после него на винт, но итог, конкретно для этого мотора, - винт слишком легкий, а уж про 9х9 вообще не говорю, не пробовал.
Может быть, с большими нагрузками вышеописанное выправится - не пробовал. При загрузке лодки около 250 кг, не считая веса мотора и топлива, вполне хватает штатного. Винт Rascal Turning Point лежит в качестве запасного.
Когда покупал этот набор, то рассчитывал, что Turning Point будет основным винтом, так как предполагались большие переходы и большие загрузки, но легкость и перекручивание при малых загрузках не позволяют на конкретном моторе говорить об универсальности. А был, скорее всего, именно перекрут, так как с родным гребным винтом 9х11 мотор раскручивается до 6080 об/мин – могу это измерить благодаря электронному тахометру Tiny Tach.
Итоги:
- Качественно изготовленное изделие с качественной окраской. Минусов не обнаружено.
- Есть вопросы по материалу втулки, но это можно оценить только в процессе эксплуатации. Может быть, в отчетах это прояснится. То, что винт не пошел именно на этой марке мотора, минусом назвать не могу.
Если поднимать вопрос по комплектации набора, то два винта и втулка к конкретному мотору - это очень хорошо. Но если в этот набор вложить еще одну втулку, то набор только выиграет. Правда, покупатель вправе заказать еще одну втулку как дополнение, но уже без скидки. Все же втулка - это основной элемент. Без нее эксплуатация винта будет невозможна, каким бы золотым этот гребной винт ни был.
Валерий Геннадьевич, v_artamonov@mail.ru, Дмитровград