Надувную лодку Hunting Line 370 я приобретал в Интернет-магазине «Баджер» в рамках акции «Закажи у производителя». Цель – совместить рыбалку и охоту. Выбор был сделан после анализа предложений пяти производителей. Ранее я лодку не видел, но приобретал ее из-за усиленного ПВХ (в целях эксплуатации на северных предгорных реках с каменистым дном и перекатами) и наличия пластикового пайола.
Я сделал выбор на основе данных, полученных с сайта www.badger.ru. Плюс, меня удовлетворили ответы сотрудников компании на мои вопросы. Размер лодки я выбрал, исходя из уже упомянутых целей эксплуатации.
Мою новую лодку мне доставили прямо к подъезду. Комплектацию я проверил тут же, проблем не возникло. В базовую комплектацию моей HL 370 на тот момент ещё не входило крепление для ружья, что, на мой взгляд, является минусом. Также не радует отсутствие транцевых комингсов. Дополнительно я приобретал крепление «UniMount». Установка и использование оставило двоякое впечатление. Манометр, клапан и ключ в базовой комплектации, на мой взгляд, необходимы, особенно в дальних походах и суровых условиях эксплуатации. Хотя мне ключ пока не понадобился.
Регистрация в ГИМС прошла без осложнений. Условия плавания: ВВП, ВП, МП; высота волны – 0.75 м; удаление – 3000 м. На борту требуется иметь: 2 ракеты, 2 фальшфейера, мед. аптечку и ремкомплект. Звуковой сигнал и сигнальные огни не спрашивали. Кстати, «Баджеру» не помешало бы сертифицировать жилеты как спасательные по требованиям МЧС.
Первая сборка лодки по инструкции не вызвала осложнений, как и первый спуск на воду.
Моторная лодка использовалась:
– с подвесным мотором Tohatsu M18E2S и гребным винтом Solas 9х9.5”;
– с электромотором Badger BF 33 и «родным» винтом;
– с водомётом Mercury M 25 jet.
Моя лодка перевозится в сложенном виде в кузове пикапа. Вес из-за усиленного ПВХ великоват для переноски одним человеком. Для накачки используется штатный насос. При сборке иногда некоторые проблемы создает носовой пайол. Но только если собирать в одиночку. Подумываю приобрести транцевые колёса для облегчения транспортировки.
Лодка часто используется на мелководье с каменистым дном. На мой взгляд, лодки из ПВХ мало приспособлены для порожистых рек: есть риск распороть дно. Поэтому подъём по северным рекам происходит обычно очень неспешно. Загрузка 2 человека, плюс запас топлива, оружие, еда и снасти. Получается примерно 600 кг. Естественно, что развернуться при таком раскладе нереально. Поэтому переход порогов на надувной ПВХ лодке гораздо сложнее, чем, например, на 6-метровой «Комячке». К счастью, подобные походы бывают, как правило, не больше 2-х раз в год.
Обычно же моя лодка эксплуатируется 1-3 дня на реке или закрытом водоёме для рыбалки или охоты. Из минусов опять же отмечу большой вес. Кроме того, надувная лодка имеет высокую парусность. Хотя, на мой взгляд, при таком весе диаметр баллонов мог бы быть и побольше. Спортивной её тоже не назовёшь, зато она достаточно остойчива. Повороты выполняет неспешно.
С лодочным мотором Tohatsu 18 и подобранным гребным винтом одному выходить на глиссирование не хочется, т. к. лодка быстро начинает дельфинировать. Надо загружать нос.
Максимальная скорость по ветру с 1 человеком: 41.3 км/ч. Под водомётом (с грузом) на глиссер выйти не удалось. Кстати, на мой взгляд, транец слабоват для этого мотора. Максимальная скорость гружёной ПВХ лодки по течению реки составила 37.2 км/ч. Не вижу смысла установки тахометра на транец, т. к. подобрать винт можно, проанализировав отзывы.
Моя лодка эксплуатировалась 2 сезона. В принципе, усиленный ПВХ оправдывает своё предназначение, лодка выглядит достаточно хорошо, баллоны держат давление 2-3 дня, швы пока не подводили. Кроме установки транцевых камингсов, я бы усилил транец. Идея с передвижными скамейками, на мой взгляд, неудачная. По крайней мере, для человека с моим весом (под 100 кг.) предпочтительнее фиксированные.
Минусы: На третий сезон ждало разочарование – на местах складок свернутой в походное положение лодки протерся ПВХ и лодка стала спускать. Одной из причин этого являются сиротские размеры упаковочной сумки. Не могу понять, как производитель лодки ценой 1500 у.е. может экономить на копеечном материале для сумок? Хотя по качеству ПВХ тоже возникают вопросы. Странно, что усиленный материал пострадал от трения о пластиковый короб кузова пикапа. Тем более что полуспущенный и неупакованный Бриг 300 моего приятеля, транспортируемый там же, никак не пострадал. Скажу сразу, при зимовках лодка не промерзала, всегда хранилась при комнатной температуре.
Из мелочей: хорошо было бы сделать более антивандальное крепление носового рыма. Хотя воров это всё равно не остановит.
После установки «UniMount» я стал планировать установку колес и ручек для переноски. Для дальних походов не помешал бы носовой бензобак, да цена отпугивает. Кстати, при установке UniMount я разочаровался в прилагаемом клее, поэтому доклеивал «Моментом». Тюнинг повышает и без того немалый вес и сильно увеличивает цену данной ПВХ лодки, поэтому не вижу смысла устанавливать ДУ и прочий «обвес». Тем более что я планирую перейти на технику более высокого класса. А вот надувное сидение (производства другой компании) пришлось впору, т. к. передвижные скамейки меня разочаровали.
Выбор лодки был осознанный, немалую роль сыграло внимательное отношение работников «Баджера» к своим клиентам, да и цена товара смотрелась выигрышно среди товаров-конкурентов. Значит, тогда это соотношение было наилучшим. Однако личный опыт эксплуатации развеял миф об армированном ПВХ: лишний вес и завышенная цена того не стоят. В общем, на мой взгляд, это очередная маркетинговая «разводка».
Свою HL, чтобы не возить лишний груз, я продал в мае 2010 года местным рыбакам на Севере, и их отзывов не знаю. Планирую взять лодку ПВХ для озера под электрический мотор длиной до 3 м. Но сейчас новая лодка ПВХ от «Баджера» уже проигрывает конкурентам по цене. На вопрос об оценке моей бывшей лодки я отвечу: «3 с минусом».
Игорь Евгеньевич, anticor@mail.ru, Всеволожск