Основным критерием при выборе надувной лодки была максимальная прочность и надежность, потому как оборудованных мест для спуска лодки на воду у нас практически нет, и выполнять это зачастую приходится на каменистом берегу. Рассматривал два варианта: Hunting Line и Heavy Duty. Окончательный выбор пал на Hunting Line, и я не пожалел. В Heavy Duty меня привлекала повышенная мореходность и большой диаметр баллона. Но мореходность более плоскодонной Hunting Line оказалась вполне достаточной, а материал бортов у нее более прочный и не маркий.
Основным критерием при выборе надувной лодки была максимальная прочность и надежность, потому как оборудованных мест для спуска лодки на воду у нас практически нет, и выполнять это зачастую приходится на каменистом берегу. Рассматривал два варианта: Hunting Line и Heavy Duty. Окончательный выбор пал на Hunting Line, и я не пожалел. В Heavy Duty меня привлекала повышенная мореходность и большой диаметр баллона. Но мореходность более плоскодонной Hunting Line оказалась вполне достаточной, а материал бортов у нее более прочный и не маркий.
На мой взгляд, ПВХ лодки «Баджер» серии HD вообще не вписываются в концепцию Heavy Duty. Кроме того, у HD нет размера «золотой середины» 3.6-3.7 м. Таким образом, все-таки мой выбор был несколько компромиссным. Я хотел моторную лодку из материала, как у HL и размером, как у нее же, но с увеличенным диаметром баллонов и большей килеватостью, как у HD. Однако эксплуатация показала, что я напрасно переживал насчет мореходности HL.
Еще в пользу HL «голосовали» фанерные пайолы со слоем вспененной резины. Не доверяю я алюминиевым пайолам. Они не такие прочные, как фанерные, к тому же они всегда холодные, твердые (если встать коленкой), скользкие и шумные. Сделать заказ у «Баджер» мне посоветовал товарищ, он сам к тому моменту уже заказал ПВХ лодку. Он рассказал мне, что можно сэкономить на покупке во время акции, и что он сам имеет рекомендации о качестве товаров «Баджер» от своего приятеля. Таким образом, перед покупкой надувной лодки я видел ее только на сайте.
На мой взгляд, информативность на сайте на высоком уровне. Кроме того, всегда можно позвонить и получить интересующую информацию у сотрудников компании, а также обсудить любой товар прямо на сайте. При выборе моторной лодки я обращался за консультацией и получил исчерпывающий ответ.
Между сериями и моделями лодок для меня существовали определяющие различия, и они, безусловно, повлияли на мой выбор. Множество вариантов ПВХ лодок поиск подходящего товара не осложняло, ключевые критерии позволили мне сразу это поиск сузить. Назначение моей лодки – рыбалка и отдых на воде.
Как я уже сказал, заказал ПВХ лодку под акцию в конце января, получил в мае. Способ доставки лодки удобный, тем более что доставка за счет компании. Но как только я ни упрашивал не отправлять мою лодку через «Желдоральянс»! Мне уже приходилось сталкиваться с этой конторой, и желания получать лодку через них не было.
Я попросил отправить через другую (проверенную) компанию – «Желдорэкспедиция». Меня каждый раз уверяли, что мое пожелание принято и будет удовлетворено, что все записали себе в блокнотик. В результате, отправили лодку через «Желдоральянс». Видимо, сотрудник, занимающийся отправкой, получает откат от альянса. Целостность упаковки была нарушена и коробка с лодкой стояла на улице, под открытым небом, а рядом лежала куча досок с гвоздями. Мне просто повезло, что мою лодку не повредили, и что ничего из коробки не пропало.
Транспортная упаковка достаточно надежная. Правда, не совсем удобная: поднять такую коробку вдвоем очень тяжело. Было бы гораздо удобней, если бы пайолы шли в отдельной коробке. Проверять комплектацию на складе не представляется возможным – куда это все выкладывать?
Базовая комплектация надувной лодки удовлетворительная. Подседельная сумка мне не понравилась, и еще у двух моих товарищей аналогичное мнение. Если бы она была непромокаемой, тогда другое дело. А так ее надо опреснять, потом долго сушить, и вещи она не защищает от воды. Подседельная сумка, по моему мнению, не является вещью, которая нужна всем. Она идет в комплекте, но лучше бы вместо нее было что-нибудь действительно нужное всем, например, конец Александрова.
Так же, для меня, кронштейн для ружья - вещь лишняя. Лучше бы его вкладывали отдельно. Кому нужно – приклеит. А так только лишний вес и мешает складывать лодку.
Дополнительно я заказывал только насос Bravo MB 80С. Очень порадовал, пользуюсь постоянно. Когда достал его из коробки, первой мыслью было, что это банальная штука для надувания матрасов. Однако когда я его включил, то понял, что это просто зверюга. Поднимаю им баллоны, а потом ножным насосом добиваю до нормы. Экономит кучу времени и сил. И цена приличная.
Далее по комплектации… Запасной клапан и ключ определенно нужны. Тем более что клапана закручены как попало, и веревочка, держащая крышку, на некоторых клапанах оказалась вверху. Теперь она постоянно мешается при втыкании штуцера насоса. Я понимаю, что можно переделать, но нужен ключ, а его в комплекте нет. Запасной клапан тоже не помешает. Не хотелось бы мучиться с клапаном вдали от города.
Манометр для постоянного контроля давления в баллоне тоже нужная вещь, особенно в темной ПВХ лодке, как HL. Но опять же, как это будет реализовано? Мне кажется оптимальным вариант с манометром, интегрированным в пробку клапана, но так, чтобы ничего не торчало и не цеплялось. Думаю, что клапан носового баллона – оптимальное место размещения. Шкалу манометра, мне кажется, надо сделать простую, с зонами, а не с цифрами, чтобы издали было видно.
Зарегистрировал мою новую лодку в ГИМС без особых сложностей. Все документы получил вместе с лодкой. Справка-счет несколько смутила инспектора, но я настоял, что так и должно быть. Какую категорию плавания установили не помню, а судового под рукой нет. Но ограничений на удаление от берега не вписали.
Добавили следующее снабжение: якорь, якорный фал, конец Александрова, противопожарная кошма, свисток, компас, черпак, фонарь, три фальшфейера, три сигнальные ракеты, ремкомплект, аптечка. Все снабжение держу в гермомешке на 20 л., еще в нем остается немного места для того, чтобы положить телефон, документы и рацию.
Номер пробовал нанести при помощи самоклеящейся пленки, не понравилось, морщится и отклеивается. Рассматривал варианты накрасить или наклеить аппликацию из ПВХ. В итоге остановился на навесных номерах. Заказал номер из баннерной ткани (150 руб.) и прицепил к лодке на резинках. Хорошо бы раздобыть пластиковые крючки для крепления за брызгоотбойник (которые используются в тентах), а то приходится извращаться с самодельными проволочными.
Карман на борту моторной лодки был бы самым лучшим решением. Заказал те же номера на баннерной ткани, только без люверс, и вставил их в карманы. Набор для нанесения номера использовать бы не стал, муторно.
Кстати, по требованиям ГИМС, регистрационный номер должен располагаться в носовой части лодки и с определенными размерами букв. Красиво наклеить номер соответствующего размера на носовую (сложной формы) часть лодки не получится. Там такой номер просто некуда вместить, я у своего навесного уменьшал размер букв.
Первая сборка и спуск прошли без запинок. Все просто и удобно. Инструкцию прочитал один раз. Больше к ней не обращался, и так все ясно и понятно. При сборке моей лодки всегда откачиваю воздух электронасосом. Очень помогает плотно ее упаковать, тем более, что ткань бортов у моей лодки довольно жесткая. Без вакуумирования насосом я вообще не уверен, что лодку удастся упаковать в сумку (хотя и не пробовал).
Подвесной мотор у меня Tohatsu 3.5, бак встроенный. Мотор не соответствует лодке, поэтому даже грузовой винт тяжеловат. На половине газа скорость – 9 км/ч. Дальше крутить нет смысла, на полном газу – 10 км/ч. Планирую для этого мотора взять более легкий гребной винт. А на будущий сезон мотор в 15 л. с.
Перевожу ПВХ лодку в багажнике (у меня микроавтобус). В сумках переносить удобно, но ручки хлипкие. Я на большой сумке боковую уже оторвал. Производительность ножного насоса с манометром достаточная, но с качеством проблемы. Уже после первого (неинтенсивного) сезона отвалились пластмассовые петли шарнира. Хорошо, что он и без них работает: меха держат. Про электронасос Bravo MB 80С я уже писал.
Покупать более навороченный насос не вижу смысла. Дело в том, что мою лодку до нужного давления набиваю уже на воде, так как на солнце темная лодка сильно накаляется, а на воде давление тут же падает. А на воде уже можно использовать только неэлектрический насос (электронасосы со встроенным аккумулятором вообще не приемлю – лишняя тяжесть).
Колеса еще не использовал, но к новому сезону уже приобрел большие основательные колеса. Не у «Баджер», у них таких нет. Колеса нужны однозначно, ведь с ними можно ПВХ лодку спустить на воду/вытащить одному. Без колес только вдвоем, и то некомфортно. Да и навешивать лодочный мотор на транец проще на берегу, чем стоя на скользком дне по колено в воде, да еще когда лодка качается на волнах. И еще на колесах лодку быстрее вытаскивать из воды получается. Соответственно, меньше шансов, что набегающая волна захлестнет в кокпит.
Эксплуатирую лодку в условиях морского побережья. Длинная большая волна моей ПВХ лодке не страшна, опасность представляет короткая, срывающаяся барашком волна и ветер. Я рыбачил в условиях плавной зыби большой амплитуды (не менее 1.5 м), вообще никаких намеков на опасность. Глубины небольшие, до 30 м. Обычная загрузка 2-3 человека.
Вдвоем очень комфортно рыбачить, но можно и втроем разместиться с удобством (зависит от способа ловли). Например, ловить на спиннинг допустимо только вдвоем. Вместимость судна для меня достаточная, правда, ходить с большой вещевой загрузкой еще не доводилось. Диаметр баллона достаточен. Больший диаметр привел бы к увеличению веса и парусности лодки, да и подниматься из воды в лодку было бы сложнее.
На глиссирование мой подвесной мотор, конечно, не выводит лодку. В планах двухтактный мотор 15 л. с. Выбор такого мотора обусловлен небольшой загрузкой ПВХ лодки и возможностью переносить такой мотор одному. Также немаловажен и вопрос стоимости, лодочные моторы большей мощности стоят значительно дороже.
Лодка сделана довольно качественно. Она добротная, ладная, в ней чувствуется надежность и прочность. Но в ней нет лоска фирменной вещи, не учтены все мелочи.
Кроме того, есть нарекания и по качеству:
1. Крепление ремней бака к пайолу после первого сезона начало ржаветь.
2. Материал крепления для сдвижного сиденья хрупкий, а надо бы, на мой взгляд, что-то вроде полиэтилена. У меня в первый же выход отломился край. Причаливали к берегу, набежавшая волна несильно толкнула лодку, пассажир покачнулся и толкнул сиденье коленкой. Оно немного перекосилось и кусок крепления отвалился. Я его зашкурил, чтобы не было острых краев и эксплуатирую дальше.
3. Держатель под ружье склеен из ПВХ материала. Надо сказать, что я нашел его более удачным, чем вклеенная ручка для переноски. Он меньше мешает сворачивать лодку. Но дело в том, что у моего товарища в лодке обычная ручка, а у меня такая (покупали лодки с разницей в 1 месяц). Для меня такая ручка - плюс, а для «Баджера» такое явление (не идентичность) - минус.
4. В одном месте обнаружил непроклей.
5. Киль вклеен криво. Это меня расстроило больше всего. С маленьким моторчиком (3.5 л. с.) это на скорость и управляемость не влияло. А вот в новом сезоне планирую покупку серьезного подвесного мотора, и киль надо, видимо, переклеивать. От одной мысли, что в новой лодке надо будет отрывать что-то, а потом заново приклеивать, меня коробит. Я еще и не уверен, что киль имеет симметричную правильную форму и его вообще получится вклеить ровно.
К менеджеру по гарантии не обращался. Какой смысл? Я живу на другой стороне материка. Мне проще и быстрее самому сделать, чем куда-то отправлять мою лодку с риском получения новых проблем.
Лодку эксплуатирую только один сезон. Швы в порядке, но это еще не тот срок, чтобы делать выводы о качестве. У товарища есть нарекание на качество приклейки концевого конического наконечника баллона. Проблем с герметичностью баллонов не заметил. На берегу воздух стравливаю, потому что на солнце моя лодка мгновенно нагревается. Потертостей нет. Транец тоже в порядке, только болты с гайками в верхней части транца болтаются: неправильно подобрана длина болтов. Гайка уже накручена до конца резьбы, но узел не затянут.
Хотелось бы защиты нижней части баллонов полосой килевого профиля. При переноске ПВХ лодки не редки случаи касания баллонами грунта, да и при выскакивании на берег лодку зачастую тянешь волоком по песку. Мыть лодку стараюсь после каждого плавания. Иногда это происходит на следующий день, если сворачиваю ее уже в темноте или в дождь.
Я удовлетворен параметрами моей лодки и снова выбрал бы такую же. Ассортимент лодок «Баджер» довольно широк, но я не думаю, что его следует сокращать. Богатство выбора – это очень хорошее достижение. Я нашел свою моторную лодку и не могу судить о том, нужно ли еще расширять ассортимент, но сужать – точно не стоит.
Для того, чтобы лодка стала идеальной, в первую очередь хотелось бы найти способ, чтобы снизить ее вес. Например, для банок и пайол можно было бы применять какой-либо современный легкий ячеистый материал.
Хотелось бы иметь возможность на ходу сидеть на банках, а не на полу. Сидеть на полу неудобно – затекают ноги, да и обзор плохой. А двигаться в условиях сильного волнения, сидя на полу, вообще опасно – ведь нужно постоянно смотреть за обстановкой и маневрировать между волнами. Сам при движении сижу или на баллоне или (при тихой воде) на банке. Можно использовать сиденье-контейнер, но оно должно дополнительно крепиться к направляющим сиденья для лучшей остойчивости и для того, чтобы в экстремальной ситуации не пришлось вылавливать его в неспокойной воде.
Раньше на сайте «Баджера» мне попадался надувной фальшборт. Он даже, вроде бы, шел подарком к какой-то модели лодки. Мне кажется, что вещь полезная, но только если между баллоном и фальшбортом нет щели. Кстати, видел на старых лодках «Баджер» буртик из ПВХ материала по верхней части баллона. Почему от него отказались? Мне видится, что это простой метод для снижения забрызгивания кокпита без увеличения диаметра баллонов. Насчет продажи судов других типов (гребные, парусные и т.д.) ничего сказать не могу. Лично мне не интересно. Главное, чтобы качество моторных лодок не пострадало.
Для оптимальной комплектации моей надувной лодки, считаю, нужно добавить рым с быстрой фиксацией и сумку под якорь. Она будет в продаже?
Не помешает также специальное крепление для буксировочного троса, но его несложно и самому установить. А вот надежный рым для буксировки самой лодки с экипажем – задача непростая. Ведь буксировать за то, что есть сейчас, можно только с пересадкой экипажа на буксирующее судно.
Использую якорь порядка 2.5 кг (маловат). Был 4 кг, но я его утопил. Якорь весом больше 4 кг на такую лодку и не нужен. Если такие условия, что лодку будет срывать с такого якоря, то использование более тяжелого не поможет, появится реальный шанс порвать лодку. Было бы неплохо, если бы в инструкции прописали максимальный вес якоря. Чтобы ГИМС не брал цифры с потолка.
Надувное кресло, наверное, будет очень удобным во время длительных переходов. Носовой капот с лобовым стеклом мне интересен, если только в мягком тентовом исполнении и легкосъемный. И защита от брызг, и детей во время дождя можно спрятать. Думаю, что это даже лучше, чем надувной фальшборт. Дистанционное управление считаю неприемлемым для концепции надувной моторной лодки. Это удел RIB-ов и спортивных катамаранов.
Цена на лодку очень радует, особенно по акции. Однако не считаю относительно низкую стоимость оправданием для наличия дефектов. Главное достоинство моей лодки – безопасность и надежность. Главный недостаток – криво вклеенный киль. Вносить изменения – порождать новые проблемы. Мне кажется, что конструкция достаточно «вылизана» и надо продолжать бороться за качество.
Когда выбирал ПВХ лодку, советовался с отцом. Он отдавал предпочтение серии HD. Когда он походил со мной на HL, то согласился, что лодка очень удачная.
Виктор Викторович, masic74@mail.ru, Владивосток