ПВХ лодки эксплуатировались на реке Лене, в период с конца мая по конец сентября при температурах выше 0. Несколько раз мы попадали в шторм, встречались участки с мелководьем, каменистые участки при сплаве по реке Амге. Все испытания моторные лодки прошли нормально.
ПВХ лодки эксплуатировались на реке Лене, в период с конца мая по конец сентября при температурах выше 0. Несколько раз мы попадали в шторм, встречались участки с мелководьем, каменистые участки при сплаве по реке Амге. Все испытания моторные лодки прошли нормально.
1. ПВХ лодка
Сейчас у меня уже третья надувная лодка Badger – Wave Line 360 2009 года, со сланями из фанеры. До этого два сезона я ходил на ПВХ лодке Sport Line 340 Air Deck, потом один сезон на Wave Line 360 с алюминиевым пайолом, модель 2008 года. Первую лодку покупал вместе с приятелем, фактически выбор был его, опыта не было – эта моторная лодка была первая. Приятель вначале думал купить «Кайман», потом решил взять лодку «Баджер».
Дилеров «Баджера» у нас в Якутске нет, поэтому ПВХ лодку я покупал в Интернет-магазине www.badger.ru, заказы делал всегда в конце января - начале февраля по акции «Закажи у производителя». В этом году неудачно (из-за кризиса может быть) – брал лодку по цене около 37 000 р., а сейчас она по каталогу около 30 000 р.
То, что доставка входит в стоимость надувной лодки, очень выгодно для меня как человека, проживающего в Якутске. Обычно лодка в марте была уже здесь, и времени на её регистрацию вполне хватало. Комплектацию специально не проверял, всегда всё совпадало, пропаж не было.
По итогам второго сезона мою надувную лодку SL 340 захотелось сменить из-за постоянных проколов Air Deck’a и малой на то время вместимости (часто ходили вчетвером, а у друзей своих лодок тогда не было). Вторую ПВХ лодку выбирал сам, прочитав анонс новой модели Wave Line на сайте «Баджера». Но, у WL 360 2008 года было сильное забрызгивание с носа – при газе чуть больше чем на ¾. Такой расклад меня не устраивал. В декабре прочитал про новую версию Wave Line – 2009 года, и решил купить её. В общем, доволен – забрызгивание с носа отсутствует.
(WL 360 2008)
(WL 360 2009)
Хотя есть зуд поменять всё-таки на что-то среднее между WL 360 и SL 340, потому что последний сезон в основном ходили вдвоем, редко – втроем, и ни разу вчетвером.
Увеличил бы диаметр баллона у SL 340 до 0.45 м и длину до 3.5 м. А то WL 360 тяжеловата для 2-х человек, а SL 340 тесновата для 3-х. А такая «усредненная» ПВХ лодка с подвесным мотором Tohatsu M18S получилось бы самое то, с очень приличным запасом мощности.
2. Подвесной мотор
Первый подвесной лодочный мотор был 2-х тактный Suzuki 9.9 л. с. – купил б/у – цена была очень хорошая, а денег было тогда в обрез. Потом этот мотор продал – при загрузке 3-4 человека SL 340 на глиссер выходила тяжело даже с грузовым винтом, скорость была маленькая, расход бензина - большой. Всё это существенные минусы слабого для SL 340 подвесного мотора, учитывая расстояния, которые мне необходимо преодолевать по реке Лене.
Я поискал информацию по моторам и, в результате, купил лодочный мотор Tohatsu M18S – ценник чуть-чуть выше, а в своем классе это самый мощный лодочный мотор, при сопоставимом с остальными весе. Еще сыграла свою роль репутация мотора и отзывы знакомых о подвесных моторах Tohatsu.
Гребной винт – трехлопастный, с шагом 10”, хотел бы 11”, но такого не было. Нынче видел 4-х лопастный лодочный винт с шагом 10”, к весне куплю его. Установку подвесного мотора (именно этого и именно на оба WL 360 – 2008 года и 2009 года) приходится делать выше примерно на 1.5 - 2 см, иначе наблюдается очень сильное забрызгивание сзади.
На вторую ПВХ лодку шурупами под клей прикрутил проставку – деревянный брусок, до этого просто на месте ломали и подкладывали тальник подходящего диаметра. Один раз ставил гидрокрылья (бонус при покупке WL 360 2009 года). Штука, в общем, неплохая, только время занимает прикручивание крыльев к мотору (при транспортировке крылья на моторе мешают). Выход на глиссер с гидрокрылом лучше, забрызгивание сзади становится чуток меньше. Этот лодочный мотор менять не собираюсь.
3. Комплектация и прибамбасы
Комплектация надувной лодки минимальна, что, в общем, меня устраивает, так как я потом докупил следующее (на опыте эксплуатации):
- сумка на переднее сидение Badger Gray – она очень удобная. Туда укладываются ножной насос, ремкомплект и инструмент с запасными свечами, фонарь, запасной гребной винт для лодочного мотора и еще много другой утвари. На сумке очень комфортно сидеть, особенно при дальних переходах.
- кресло Boat Seat Style и поворотная платформа для кресла. Болтами прикрепил к заднему сиденью, что тоже очень удобно при дальних переходах, спина меньше устает и закрыта от забрызгивания и холодного ветра.
- электронасос Bravo BST 12 HPP SuperTurbo (до этого брал насос Bravo 12, но как-то раз перегрел его). Тоже очень полезная штука. Скорость развертывания и свертывания ПВХ лодки становится на порядок выше.
Пожелания по насосу Bravo BST 12 HPP SuperTurbo у меня такие: приделать ручку к насосу, хотя бы матерчатую, а то ухватиться не за что, пластмассовый корпус скользкий – пару раз роняли. Или перекроить чехол по типу чехла для Турбомакса. Размер чехла также надо сделать чуть больше для обеспечения удобства упаковки.
Ремкоплект, инструменты, запасные свечи всегда вожу с собой. На воде пользовался один раз. Запасный клапан менял один раз, не на воде. Ключом клапана подтягивал пару раз на моей лодке SL 340 (попал песок и клапан стал травить). Номера наносил перманентным маркером через трафарет. Трафарет заказывал из пленки ОРАКЛ в рекламной конторе.
Вообще, дополнительные устройства требуют времени на их установку, поэтому тут не всегда выгодны затраты времени на спуск моторной лодки. Иногда времени очень мало – поэтому «допы» просто не берутся с собой.
4. Эксплуатация надувных лодок
(WL 360 2009)
Мои ПВХ лодки эксплуатировались на реке Лене, в период с конца мая по конец сентября при температурах выше 0. Несколько раз мы попадали в шторм, встречались участки с мелководьем, каменистые участки при сплаве по реке Амге. Все испытания лодки прошли нормально. Обычная загрузка лодки: 2-3 человека с бутором. Сейчас считаю, что ПВХ лодки 340 – 360 рассчитаны максимум на 3-х человек, включая рулевого; 4 человека – только как исключение. Вместимость WL 360: 3 человека. При дальних походах лучше 2 лодки по 2 человека. Обычно такие походы мы проводим на выходные. Выезд в пятницу вечером, возвращение в воскресенье ночью. Пробег при этом 100-150 км. Если на сутки (пятница-суббота), то порядка 70 км.
Расклад такой, потому что обычно оставляем авто на берегу (на лодочной станции, либо у знакомых), грузим всё и под вечер разбиваем лагерь на острове.
Надувные лодки эксплуатирую с 2006 года, качество швов устраивает, баллоны давление держат долго при условии исправности клапанов и отсутствия проколов. На исправной ПВХ лодке подкачка баллонов не требовалась в течение 2-х суток. Потертости возникают в местах концов стрингеров, но это не критично. В этом сезоне вылетела заглушка на одном из стрингеров, теперь придется заказывать новую.
Перевозим надувную лодку и подвесной мотор в багажнике. Специально для этого был куплен джип Toyota Surf. Переноска лодки вполне удобна в двух сумках. Сумка со сланями кладется на пол багажника авто, сверху лодка, сверху лодки сиденье с креслом и сиденье с сумкой. Потом мотор. Потом поперек вниз стрингеры.
Перед упаковкой ПВХ лодка всегда тщательно моется и сушится. Мытье лодки занимает 10-15 минут. Для укладки используется электронасос. Модель насоса указана выше. Насос Браво 12, в принципе, тоже нормально, но, видимо, ресурс его ниже, и надо следить за длительностью его работы. Можно его перегреть с последующим его умиранием.
Остойчивость моих лодок SL и WL нормальная, реакция на повороты тоже. В отличие от SL 340 WL 360 ощутимо «рыскает», особенно на высоких скоростях.
Выход на глиссирование проблем не составляет. Дельфинирование возникает только при снижении давления в баллонах. Мощности подвесного лодочного мотора Tohatsu 18 вполне достаточно для WL 360 – пара получается очень сбалансированная. Обычно режим следующий – плавный набор газа до 85-100%, выход на глиссирование, потом сброс до 70-75% и крейсерский ход. При таком режиме расход топлива в пределах 6.5-7 литров в час. Скорость примерно 25-28 км/ч. Грузовой винт при данных моторе и лодке не нужен вообще.
Диаметр баллонов WL 360 меня устраивает. Не устраивает забрызгивание с кормы – необходимо клеить комингсы (читал, что такая болезнь есть также у Ниссамаранов и именно с моторами Tohatsu). Такой переходник был бы полезен (от 1.5 до 4 см). Я поставил проставку 2 см, иначе забрызгивание просто катастрофическое.
На дальние переходы купил второй стандартный топливный бак (24 литра) за 5 000 р. в Якутске. Не дешево, но я очень доволен таким решением. До этого брали с собой канистры. Переливание с канистры в бак – геморрой конкретный. Герметичность канистр, как правило, плохая, по гравийной трассе на кочках, бывало, мялась и пластик обшивки ломала.
Родной бак – легкий, удобный, не протекает, не гремит, не мнётся. Перелив бензина не требуется: шланг с одного бака вытащил, в другой воткнул – 5 секунд. Радиус действия c 2 баками по 24 л. составляет 100 км туда и обратно. Нынче купил бак на 34 л. с расчетом «с запасом на 1.5 дня». Топливные баки лежат под задним сиденьем незакрепленные, надобности в закреплении (даже при шторме) не возникало.
(WL 360 2008)
Что касается надувного пола Air Deck SL 340. В одну из первых ходок пассажир бросил закидушки на пол, в результате крючок проколол днище. После ремонта какое-то время все было нормально, но уже после, возможно, крючок (или обломок крючка) попал внутрь Air Deck`а и дырки возникали после каждого спуска. Потом я эту надувную лодку продал, а её новый владелец поменял пол на жесткий.
Вообще Air Deck – это неплохо, весит он меньше, чем алюминиевый или фанерный пайол, и сборка ПВХ лодки с ним менее трудоемка (при наличии производительного электронасоса), но требуется оберегать его от рыболовных крючков. Всегда есть шанс наступить на берегу на рыболовный крючок или его обломок и даже не заметить, а в итоге появится прокол. У меня проколы возникали постоянно, хотя перед выходом отремонтированный накачанный пол за сутки дома не снижал давление, а при выходе на воду опять возник прокол непонятно откуда.
Мне не нравятся следующие конструктивные особенности лодки:
- система крепления сидений (хотя она гораздо лучше старой конструкции), сидения постоянно сползают.
- конструкция клапана. При регулярном попадании песка (что неизбежно у нас) гильотину заклинивает чуть ли не намертво.
- крепеж весел. Слаб стык железа с пластмассой, уже 2 крепежа умерли при незначительных прилагаемых усилиях.
Случаев гарантийных поломок не было ни на одной ПВХ лодке «Баджер».
5. Вопросы Баджера и пожелания
Широкая линейка моделей товаров необходима, потому что Россия большая, и в каждом регионе есть свои особенности эксплуатации надувных лодок.
Алюминиевый пайол легче и долговечнее, единственный недостаток – холодный, босиком не посидишь даже летом. А так было бы неплохо – алюминиевый с пластиковым покрытием, но это наверняка получится дорого. Про недостатки надувного пайола я писал выше. Также при снижении давления в надувном пайоле появляется очень сильное дельфинирование.
По сайту:
- на мой взгляд, стоит добавить более подробные фотографии (с высоким разрешением) по всем моделям и комплектующим, потому что не все могут посмотреть всё это в натуре. Можно их поместить отдельно для скачивания с указанием веса фотографий.
- Иногда бывают неточности. Например, указано, что есть комингсы, а их нет. Потом копаешься в форуме, там уточнено, что комплектовалась только первая серия.
- Иногда не совпадает наличие. Указано, что модель есть на складе, когда делаешь заказ, оказывается, что нет.
- Нужна форма оплаты – «Счет на оплату» (перечислением с расчетного счета).
За консультацией я обращался именно по таким деталям.
- Инструкция полезна. По моему мнению, стоило бы добавить раздел «Как быстро помыть лодку».
- Можно было бы включить в ассортимент Интернет-магазина набор для надувной моторной лодки, где есть все необходимое: конец Александрова, брезент, фонарь, фал, аптечка и т.п.
- Выкройку чехла я бы сделал без вырезов, при сборке меньше песка будет попадать внутрь.
- Колеса покупал, но так их и не установил. Они удобны, когда спускаешь и сворачиваешь ПВХ лодку в одиночку.
6. Собственно, «Почему «Баджер»?»
В общем, я могу сказать, что всеми моторными ПВХ лодками компании я доволен. Качество изготовления в целом на очень хорошем уровне, не считая мелких деталей.
Для сравнения: у нас в Якутске надувные лодки худшего качества стоят существенно дороже аналогичных моделей «Баджера». Качество визуально оценил в 2007 году в торговом центре на Дмитровском шоссе (север Москвы за МКАДом). Quicksilver, Yamaran, Brig, Mnev выглядят одинаково. А ценник ощутимо выше, чем у «Баджера». Пока оцениваю соответствие критериев качество/цена у «Баджера» выше других производителей, дальше будет видно. Нынешней зимой думаю опять сделать заказ. Радует, что компания прислушивается к замечаниям, вносит улучшения в конструкции лодок и расширяет модельный ряд.
Друзья и близкие особенно не поддерживали, но никто и не лез с советами, сейчас довольны, некоторые из них после хождения с нами на моторной лодке «Баджер», тоже сделали у них заказ. Я сам получил массу положительных эмоций от хождения на лодках, большое спасибо.
Желаю «Баджер» успехов, удачи и творческих свершений!
Олег Александрович, zaharov_oleg@mail.ru, Якутск