Для данной пвх лодки наиболее удачным мотором для рыбалки (не троллингом) и частых перемещений по акватории на умеренные расстояния считаю 2-х тактный Mercury 15. Вообще, мотор мощностью 15 л.с. будет наиболее удачным для лодок данного типа в подавляющем большинстве случаев. Для троллинга либо перемещений на большие расстояния лучшим мотором по всем показателям будет четырехтактный мотор Honda 15. На сегодняшний день я свой выбор остановил на моторе Honda, правда не 15, а 20 л.с. Я считаю этот мотор лучшим, как в своем сегменте, так и для моих условий эксплуатации.
Свою надувную лодку Badger Hunting Line 340 я выбирал осознанно. Мне очень понравился камуфляжный окрас – красиво смотрится, немаркий. Красивый и законченный внешний вид лодки сыграл не последнюю роль в выборе. Хорошая плотность материала этой пвх лодки – это тоже большой плюс. Хотелось бы и материал днища 1300 вместо 1100, так как прочность лишней не бывает, а вес лодки увеличится незначительно.
Надувные лодки размером до 300, по моему мнению, - одноместные. Вдвоем тесно, места под багаж - практически нет. Оптимальный размер лодки для рыбалки для одного-двух человек - 340-360. Для двоих и более – от 370 до 420. Для тех, кто предпочитает ездить на рыбалку вдвоем, лучшим выбором будет лодка размером 370-380.
Лодки большего размера чаще используются в качестве «парома», либо для длительных путешествий с большим количеством вещей. Мой выбор пал на HL340, так как чаще я рыбачу один. Вес, габариты и удобство перевозки в данном случае имеют решающее значение.
Надувная лодка куплена по акции «Последний экземпляр» летом 2010 года. Приобретением доволен на 100%. Вес умеренный, в сложенном виде лодка довольно компактна. Перевожу её на заднем сидении девятки. Лодка используется, в основном, для троллинга, очень удобна для одного-двух человек. До приобретения я видел эту лодку в Кирове в «Доме техники». Лодка довольно интересная, сразу привлекает внимание.
В магазинах моего города (Сыктывкар) в продаже лодок «Баджер» не видел, хотя в магазинах «Аква Хобби» видел ваш логотип и в одном из магазинов даже есть маленький макет Вашей лодки.
На сайте много полезной информации, широкая линейка серий и размеров позволяет сделать правильный выбор. Сотрудники интернет-магазина компетентны, работают оперативно. Доставка лодки заняла примерно неделю. С транспортной компанией проблем не было. Очень удобно, что доставка включена в стоимость.
По поводу упаковки лодки есть пожелание: упаковочный материал лодки и пайола необходимо заменить на более прочный (плотный брезент или ПВХ, из которого сделана лодка) либо усилить изнутри вторым слоем, например, брезента.
Используемый сейчас материал (камуфляж) красив, но не защищает лодку от повреждений при транспортировке, погрузке и выгрузке. За один сезон бережной эксплуатации на чехлах появились дыры и потертости от перевозки. Свои чехлы я буду прошивать прочным материалом изнутри. Сама упаковка очень удачна – все удобно, особенно понравились резиновые ручки для переноски вдвоем. На упаковочный конверт для лодки желательно добавить две длинные ручки по центру для переноски на плече в одиночку. Для лодок больших размеров, возможно, в этом нет необходимости, так как ими вряд ли будут пользоваться в одиночку, но для лодок длиной 300-340 это будет совсем не лишним. На сумке с пайолами такие ручки есть, и они очень удобны. На конверте для лодки такие же ленточные ручки расположены по центру, но они слишком короткие.
Назначение этих коротких ручек непонятно, нести за них лодку в одной руке невозможно – для одной руки довольно тяжело, а двумя руками – неудобно из-за веса и габаритов упаковки. Мне кажется, что они вообще не нужны, так как при погрузке-выгрузке гораздо удобнее брать упаковку с лодкой за резиновые ручки по краям, но нести за них довольно тяжелую упаковку с лодкой в одиночку крайне неудобно. Также необходим чехол для весел. Для своей лодки мне придется шить такой на заказ.
Базовая комплектация лодки удовлетворит большинство потенциальных покупателей. Мягкий настил на пайолах не скользит, легко моется. Ходить по нему приятней, чем по голой фанере, но почему-то сэкономили на носовом пайоле. Приходится застилать его резиновым ковриком. Якорный рым считаю не лишним, хотя сам его практически не использую. На мой взгляд, он немного высоковат – сильно торчит и мешает компактно свернуть лодку. Его высоту было бы неплохо уменьшить раза в два. Материал, из которого он изготовлен, довольно хрупкий и требует бережного обращения. После просушки лодки в перевернутом виде на нем появились потертости и царапины. Это портит внешний вид изделия. Свой рым я еще умудрился сломать – откололся кусок (лодка стояла вертикально и упала – сдуло ветром). Сломанный рым открутил от основания с трудом, одна из гаек внутри основания проворачивалась и вращалась вместе с болтом. Внешний вид пвх лодки с открученным рымом мне не понравился, поэтому буду заказывать новый.
Лишними в данной комплектации считаю крепеж для топливного бака на пайоле возле транца и крепеж для ружья. Бак лучше ставить в носовой части для более правильной развесовки лодки, особенно если в лодке один человек. Крепеж для ружья только мешает при сборке-разборке пайолов, особенно в прохладную погоду, когда материал лодки становится более жестким.
Снять ружье с крепежа быстро вряд ли получится, так как мешает банка рулевого. На мой взгляд, гораздо удобней, когда ружье находится рядом под рукой. Летом в теплое время дееспособность крепежа не проверял. Осенью, когда разрешена охота, температура воздуха довольно низкая, передняя часть крепежа становится неэластичной, расстояние между крепежом и надутым бортом лодки практически отсутствует. Вставить ружье в крепеж при температуре +5...+10 градусов мне ни разу не удалось.
К данной комплектации необходимо добавить:
- запасной клапан с ключом для его замены;
- манометр для контроля давления;
- две ручки снаружи лодки в носовой части.
На моей надувной лодке три клапана работают безупречно, а один западает. Клапан был заменен без проблем Александром Васильевым быстро и без лишних проволочек, за что ему большое спасибо. К сожалению, клапан за сезон так и не заменил из-за отсутствия в наличии ключа. Менять его подручными средствами я не решился. Теперь заменю только к следующему сезону.
Так как при отсоединении насоса бракованный клапан с первого раза не закрывался, приходилось по нескольку раз повторять процедуру накачки. Использование насоса-лягушки меня довольно быстро утомило, и для упрощения процедуры был приобретен насос «Браво». Несмотря на многочисленные отзывы о ненадежности этих насосов, в моем случае весь сезон он отработал безупречно.
Удобно, что на сайте есть дополнительные принадлежности, которые можно докупить в случае необходимости. Мною были приобретены транцевые колеса, дополнительные ручки и клей. Еще к следующему сезону приобрету у Вас тахометр для лодочного мотора. Также на свою лодку я установил универсальную крепежную систему UniMount для даунриггера (было жалко сверлить банку). В следующем сезоне планирую приобрести более мощный мотор и приклеить ручку рулевого. Ручка рулевого необходима, но ее нежелательно включать в базовую комплектацию. Каждый должен клеить ее под себя там, где удобно.
Банки на лодке перемещаются, каждый устанавливает их по-разному, соответственно, изменится и место для наиболее удобного расположения ручки. Ручку лучше разместить поперек лодки на верхней части правого борта. Сама ручка должна быть жесткая, тогда за нее будет удобней держаться. А вот ручки в передней части лодки просто необходимы именно в базовой комплектации.
Если переносить лодку вдвоем, то для этого на булях ручки есть, а впереди только одна металлическая скоба, которая сильно режет руку. При наличии транспортировочных колес и перемещении лодки в одиночку (как в моем случае) за две ручки впереди браться тоже гораздо удобнее. Ручки для передней части лодки хоть и приобрел дополнительно, но еще не приклеил. Также планирую наклеить усиление в том месте, где стрингеры пайолов своими концами (со стороны транца) давят на натянутое днище лодки после накачивания. Это хорошо видно со стороны днища. Странно, что это место не усилили, ведь усиление на баллонах в местах окончания стрингеров есть.
Оформление и регистрация лодки прошли без проблем. В судовом билете указали класс 2.0.4.В.5.(11). Что это означает, я не интересовался. На момент оформления наборов для нанесения номеров еще не было. Возможно, я бы им воспользовался. Номера нанес серой пеной «Боди» для порогов автомобилей через трафарет, изготовленный по заказу в рекламном агентстве. Данный способ нанесения номеров считаю оптимальным. В процессе эксплуатации немного крошится и осыпается, но всегда можно нанести заново, а при продаже лодки – смыть.
От приобретения кармана для номеров я бы отказался, хотя кому-то, может, это удобно. При спорном «удобстве» портится внешний вид лодки, появляются лишние хлопоты по очистке кармана от воды, песка и пр. Если кому-то не хочется наносить номер на корпус – всегда есть альтернатива, например, табличка с номером на пластике или фанере. Присоединил к номерам карабины, карабины за леер, и номера за борт, пусть там себе болтаются.
Первая сборка и спуск на воду прошли без проблем благодаря подробной инструкции. Мотор приобретал на один сезон. Свой выбор остановил на четырехтактном моторе Suzuki 2,5 л.с. из соображений меньших потерь при продаже в конце сезона. Данный мотор, на мой взгляд, - лучший в соотношении цена-качество. Легкий, надежный, неприхотливый, экономичный. За двухдневную рыбалку (в общей сложности 22 часа троллинга) расход бензина 3,5 литра! При полном газе – 1 л/час. Лучшее ему применение – замена весел, троллинг, если нет необходимости перемещаться на большие расстояния, закрытые водоемы, озера. На сегодняшний день мотор уже продан с потерей 2000 рублей от его первоначальной стоимости.
Покупать сразу дорогой мотор не решился, так как точно не знал, какой мотор мне нужен. Да и в случае, если что-то не устроит, потери при продаже будут более значительны. Решил, что поэкспериментирую с разными моторами в течение сезона, а уж потом определюсь с покупкой.
Практически сразу понял, что хочется быстро проходить мелководные участки реки и не терять драгоценное время на перемещение до мест рыбалки. Для данной лодки наиболее удачным мотором для рыбалки (не троллингом) и частых перемещений по акватории на умеренные расстояния считаю двухтактный Mercury 15. Вообще, мотор мощностью 15 л.с. будет наиболее удачным для лодок данного типа в подавляющем большинстве случаев.
Для троллинга либо перемещений на большие расстояния лучшим мотором по всем показателям будет четырехтактный мотор Honda 15. На сегодняшний день я свой выбор остановил на моторе Honda, правда не 15, а 20 л.с. Я считаю этот мотор лучшим, как в своем сегменте, так и для моих условий эксплуатации. Если не решу вопрос с регистрацией, то, скорее всего, заменю лодку.
Проблема в том, что на мою надувную лодку имеется ограничение по мощности 15 л.с. Приобретать Honda 15 считаю нецелесообразным, так как моторы Honda 15 и Honda 20 одинаковы. На мой взгляд, 15-й – это «придушенный» 20-й. Блок у них один, вес одинаков, разницу в цене 9-10 тысяч при стоимости мотора в 121 200 рублей считаю несущественной. Приобретать 15-й и переделывать в 20-й получается дорого: отличаются впускной коллектор, карбюратор, «мозги» и распредвал, плюс работа. Плюс, отсутствие гарантии сразу после внесения изменений.
По-моему, на любую лодку лучше ставить мотор максимально допустимой мощности. На свою надувную лодку в качестве эксперимента я ставил Tohatsu 9,8. При перемещении вдвоем выход на глиссер занимает 15 секунд – тяжело и долго. Время выхода на глиссер не зависит ни от перераспределения нагрузки, ни от активных раскачиваний передней части лодки пассажиром. Загрузка лодки составляла: я 100 кг, пассажир 80 кг, вещи плюс бензин 20-30 кг. При этом вода через транец лилась в лодку (на моем экземпляре отсутствуют треугольные брызгоотбойники между булями и транцем). Мотор по высоте я не регулировал. Просто мотор не понравился. На холостом ходу работает неустойчиво, сильная вибрация, дымный, на глиссере он становится прожорлив.
Управляемость лодки с мотором 10-15 л.с. при загрузке 2 человека выше всяких похвал. Лодка приятно управляется, ведет себя предсказуемо. При управлении в одиночку требуется перераспределение груза в нос лодки, желательно пересесть ближе к центру и регулировкой увеличить усилие на поворот румпеля. При неосторожном резком повороте румпеля есть реальная возможность оказаться за бортом. В целом управление в одиночку тоже вполне неплохое, но требует разумной осторожности в поворотах и повышенного внимания. При данном размере пвх лодки (340) правило «третий - лишний» актуально.
Качество этой модели пвх лодки соответствует ее стоимости. В какой комплектации должна продаваться лодка? На мой взгляд, не в максимальной и не в минимальной. Оба варианта неправильны. Большинство не захочет переплачивать за дополнительные опции. Прочная, надежная, красивая и практичная, хоть и «пустая» по комплектации лодка дешево стоить не может! Те, кто хочет сэкономить, скорее всего, выберут компактную и легкую (за счет экономии на плотности материала, например, 850), «пустую» по комплектации (отсутствие ручек, клапана для слива воды и прочих «мелочей») лодку других производителей.
Как правило, они комплектуются полом из тонкой фанеры типа «гармошка», в лучшем случае, с подобием надувного киля, который при накачивании выгибает тонкий фанерный пайол, что, в принципе, способствует стеканию воды, попавшей в лодку, к бортам. Сам видел такую лодку. Что важнее - качество и надежность или низкая стоимость лодки - каждый решает для себя сам.
Оптимальная комплектация лодки должна определяться в ходе обсуждений на форумах и опроса покупателей. Только так можно определить необходимую базовую комплектацию лодки. Безусловно, нужно предоставить возможность каждому покупателю доукомплектовать лодку, исходя из его вкусов и предпочтений.
Какой я вижу идеальную пвх лодку, предназначенную именно для моих условий эксплуатации? Это лодка HL 350, увеличенная до 0,80 м по ширине кокпита и до 2,27-2,30 м по длине, при том же диаметре баллонов, с максимально допустимой мощностью мотора 20 л.с. и с учетом вышеизложенных изменений и пожеланий.
В моем случае, HL370 уже великовата и тяжеловата, т.е. может быть использована только экипажем из двух и более человек. Думаю, что надувная лодка с такими параметрами будет одной из самых востребованных.
Сергей Александрович, barin3@mail.ru, Сыктывкар