Одним из определяющих факторов для меня, конечно, явилась цена и возможность оплаты лодки в несколько приемов без процентов за рассрочку или кредит. У нас в магазинах на тот период лодки Badger не продавали. Поехал в областной центр – Кемерово, там лодки Badger стоили на 20-30 тыс. руб. дороже. У нас в городе вообще лодок под мотор было штук 5, даже посмотреть было не у кого. Поэтому я основывал свой выбор на статьях в интернете. В итоге, я выбрал Badger Heavy Duty 350, потому что диаметр баллонов большой и ширина больше, чем у обычных пвх лодок, что позволяет комфортно рыбачить с нее или отдыхать на воде с друзьями.
Надувную лодку я начал выбирать, начиная с лета 2006 года и, окончательно определился к новому 2007 году. Выбирал, исходя из таких параметров: не меньше 350 см в длину и диаметр борта должен быть не менее 40 см. Это мои впечатления после осмотра на ходу лодки Yamaran 320. Позже оказалось, что при одинаковом диаметре баллонов моторные лодки разных фирм ведут себя по-разному.
Одним из определяющих факторов для меня, конечно, явилась цена и возможность оплаты лодки в несколько приемов без процентов за рассрочку или кредит. У нас в магазинах на тот период лодки Badger не продавали. Поехал в областной центр – Кемерово, там лодки Badger стоили на 20-30 тыс. руб. дороже. У нас в городе вообще лодок под мотор было штук 5, даже посмотреть было не у кого. Поэтому я основывал свой выбор на статьях в интернете. В итоге, я выбрал Badger Heavy Duty 350, потому что диаметр баллонов большой и ширина больше, чем у обычных пвх лодок, что позволяет комфортно рыбачить с нее или отдыхать на воде с друзьями. Я заказал лодку через сайт Badger в марте 2007 года, мне помогал с заказом Калныньш Евгений.
На сайте представлены все данные для определения и выбора необходимых параметров. Единственное, с чем я столкнулся позже, - неправильно указан вес пвх лодки: впоследствии при взвешивании он оказался больше, чем указанно на сайте.
На сегодняшний день я могу сказать, что моя надувная лодка универсальна, подходит как для рыбалки, так и для отдыха, вместительна и не склонна к переворотам и непонятному поведению при торможении или при резких поворотах. При выборе я связывался с представителями компании. Они всегда отзывчивы, что, конечно, радует.
Я разместил свой заказ в рамках акции «Закажи у производителя», и то, что доставка наземным транспортом входила в стоимость лодки, было приятным сюрпризом. Получил я ее на складе транспортной компании в г. Кемерово, так как в мой город Гурьевск до сих пор ни одна транспортная компания ничего не доставляет.
Лодку заказал 21 февраля, а получил 20 апреля, так как оплачивал ее стоимость частями. Моя новая пвх лодка была в полной комплектации, но с браком. На подушке носового рундука не хватало пробки, а днище лодки было склеено криво, о чем я сразу сообщил Евгению. Отправил фото и через пять дней получил сообщение, что лодку необходимо отправить назад для замены, что я и сделал. Замену получил 1 июня с пайолом днища шире необходимого на 2,5 см. В итоге получил все в комплекте только 20 июля. В принципе, я не ожидал, что лодку заменят, думал, самому придется все переделывать самому.
В комплектации лодки, конечно, не хватало сумок на банки и носовой сумки, а для отдыха - надувного носового сиденья. Раньше еще не было крепления бензобака, мне при замене пайола уже добавили крепление. Позже я приобрел два держателя Scotty для спиннингов. Еще, конечно, носовой рым не помешал бы. Манометр, думаю, необходим, но только не отдельный, а встроенный в соединительный шланг или прямо в насос.
В ГИМС-е все оформил без проблем, пришлось изготавливать якорь, флаг отмашки белого цвета и покупать жилеты, фальшфейеры. Номер нанес маркером красного цвета через трафарет за 1 час. Меня полностью устраивает, хотя с продажей, наверное, будут проблемы. Прозрачный карман, наверное, будет неудобен, да и сколько он прослужит?
Почитав отзывы о надувных лодках, я предположил, что сборка на берегу займет много времени, но все прошло на ура. И вот, моя новая пвх лодка на воде! Мотор Selva 15 я тоже приобрел по акции. Мотор установил без проблем, бак прикрепил ремнями и вот уже отгребаю от берега, готовясь заводить мотор. Рывка с пятого он завелся. Правда, штатный винт для моей лодки не подходит, я дополнительно приобрел прошлым летом грузовой винт.
Вот тут все и встало на свои места: лодка стала сразу выходить на глиссер, да и скорость увеличилась. Думаю, ширина лодки тут сыграла свою отрицательную роль: просится, конечно, мотор 18 л.с., но и вес у него больше. Я почти не использую защелки для весел – они очень тугие, особенно при заморозках, думаю или изменить конструкцию, или делать из более эластичных материалов.
Свою пвх лодку я перевожу на легковой машине. Сама надувная лодка находится в салоне, пайол в багажнике. В принципе, все нормально, но задумываюсь о лодке с днищем из баллонов низкого давления - проще со сборкой и транспортировкой. Качаю лодку сначала электронасосом до поднятия баллонов, а потом докачиваю ножным, насосы использую штатные. На электронасосе отказал аккумулятор, поэтому теперь я просто подключаю его от аккумулятора эхолота.
Установил на транец съемные колеса, но у нас нет мест, где ими можно воспользоваться. Спустить, а тем более вытащить лодку на неподготовленном берегу без крупного внедорожника невозможно!
Я использую свою надувную лодку в различных условиях: и на озерах, и на реках. При большой волне не происходит забрызгивания кокпита, так же как и при движении – все брызги по сторонам. Обычно ездим на рыбалку вдвоем, если на реке во время сплава, то весь внутренний объем лодки заполнен, но сильной тесноты не ощущается.
При рыбалке в камышах и мелких кустарниках тоже не опасаюсь за целостность баллонов, материал толстый и крепкий, только ветки хрустят. Каменистое дно водоемов ей нипочем, усилители днища спасают. Запас плавучести у нее с избытком, в дождь вся вода стекает через спецклапан. Диаметр баллонов отличный, единственный минус - неудобно мыть руки после рыбьей слизи. Мотор не требует регулировок по высоте или наклону, все подошло без проблем. При управлении моя пвх лодка идет как по рельсам, разворачивается практически на месте. При остановке она, при этом, не ныряет носом, а кокпит не заливается со стороны транца.
Лодка с грузовым винтом выходит на глиссер почти сразу. С обычным и при полной загрузке - конечно, с трудом. Так что мой вариант – грузовой винт! При полной загрузке этой модели пвх лодки скорость по навигатору 28 км/ч, опять сыграла отрицательную роль ширина лодки, это плата за больший объем кокпита. Думаю, все же мотор 18-25 л.с. был бы более уместен, но, как уже говорил выше, он тяжелее. А вообще, я хочу поставить водометный мотор 25 л.с. Вот тут и пригодится насадка на транец для регулировки его высоты. Тахометр для подбора винта не использовал. Думаю, для процесса настройки это вещь интересная, но на практике не предмет первой необходимости.
Гарантийных моментов не возникало ни разу. Свою надувную лодку я эксплуатировал четыре года, за это время никаких нареканий по качеству материалов не возникало. Ничего не отклеилось и ничего не сломалось, это очень радует! Давление в баллонах за ночь немного падает, но, думаю, это связано с перепадом температур, а в течение всего дня нет необходимости подкачивать, да и по утрам каждый отсек необходимо качнуть всего раз по 5. Клапаны работают как часы, необходимости их замены не возникало.
Лодку мою не каждый раз, все зависит от наличия времени и от погоды, в основном только протираю. Конечно, она не выглядит как новая, все-таки белый цвет маркий, но зато и не нагревается на солнце совершенно.
На сегодняшний день я приобрел бы, наверное, надувную лодку серии Air Line ARL 420. Думаю, это идеальная лодка для моих условий. Во-первых, меньший вес, большая длина и пол из баллонов низкого давления. Длина пвх лодки для рыбалки, по моему мнению, не должна быть менее 350 см, это при условии, что рыбачить будем вдвоем, и 420 – если втроем, а диаметр борта должен быть не менее 40 см.
Небольшие надувные лодки тоже необходимы для туристов или для рыбаков на небольших водоемах в одиночку, но они должны иметь высокую прочность и минимальный вес!
Выбирая лодку сейчас, я бы хотел сразу заказать дополнительное оборудование, устанавливаемое Вами сразу при изготовлении лодки. Как я уже говорил выше: герметичные сумки на банки, герметичную носовую сумку, крепления для держателей Scotty на бортах, крепления для эхолота (возможно, просто заказать, а приклеить уже на месте, но в специализированной мастерской), носовой и кормовой рым, носовое надувное сиденье, флагшток.
Гермомешки, конечно, это тоже хорошо, но их, при желании, можно купить и в магазине отдельно. Я хотел бы в комплекте иметь легкий пластиковый пайол (например, сотовый), но при условии, что он будет обладать достаточной прочностью. Алюминиевый не хочу – слышал много нареканий на изгиб. Это же относится и к днищу высокого давления – очень много нареканий на проколы, а возиться с линолеумом и тому подобным не хочется. А вот пол низкого давления мечтаю опробовать, возможно, в будущем даже приобрету такую лодку. Отзывы только положительные, видел «Солар» с таким полом – понравилось!
На надувную лодку я сам установил следующее дополнительное оборудование: крепление на банках для держателей спиннингов и эхолота, транцевые колеса, приклеил подобие носового рыма. Думаю на следующий год установить рым-болты для крепления фала от надувных ватрушек.
Использую якорь весом около 5 кг, присматриваюсь к покупке фабричного, но все они китайские и выглядят какими-то недоделанными. Во время движения я вешаю якорь на внутренние ручки в лодке.
Дистанционное управление, как и стекло, было бы более уместно на моторной лодке, которую не приходится часто спускать и накачивать, а в фальшбортах нет никакой необходимости – брызги просто не летят в кокпит. Хотел бы иметь надувное сидение для отдыха на воде, которое устанавливается в носу лодки. Клей из ремкомплекта так и не научился использовать – клею клеем Sintex H44.
В заключение скажу, что моя надувная лодка мне очень нравится, недостатков кроме веса у нее нет! Потраченные средства для приобретения лодки себя полностью оправдали! Всем родным и друзьям она нравится. А то, что хочется изменить или приобрести, – так и аппетит приходит во время еды.
Олег Владимирович, OsipovOV@rambler.ru, Кемеровская область, Гурьевск