В судовом билете записали формулу класса - 2.0.4В.4.11 и район (условия плавания): допустимая высота волн – 0,25 м; удаление от берега – 500 м, несмотря на то, что в инструкции по эксплуатации лодки Fishing Line 360 указана категория “C” согласно директиве 94/25/EC (высота волны до 2х метров без ограничения расстояния от берега), и инспектор это видел. Я считаю, что инспекторы ГИМС просто перестраховываются.
Имея солидный стаж эксплуатации гребных надувных резиновых лодок на рыбалке, при выборе очередной лодки я сформулировал основные требования, предъявляемые к ней, а именно:
- возможность сборки-разборки и перемещения лодки на небольшие расстояния в разобранном виде одним лицом;
- возможность транспортировки лодки в багажнике или салоне легкового автомобиля;
- возможность рыбалки с лодки одновременно двумя лицами стоя;
- приемлемая цена лодки;
- отсутствие необходимости перемещения на значительные расстояния с транспортированием в лодке снаряжения и провианта (палаток, дров, воды, продуктов и т.п.);
- возможность безопасного перемещения при высоте волн до 0,5 м;
- стойкость материала лодки к механическим повреждениям, к воздействию высоких положительных и отрицательных температур, стойкость к солнечному излучению;
- осуществление рыбалки на расстоянии нескольких километров от места стоянки на берегу и быстрое перемещение в процессе рыбалки на несколько километров.
В результате длительного поиска в интернете, ознакомления с отчетами пользователей и сравнения технико-экономических показателей большого количества лодок, я выбрал модель Fishing Line 360 с фанерным пайолом. Определяющим фактором явилось оптимальное, на мой взгляд, соотношение цена – технические характеристики – качество (по отзывам пользователей). До того, как приобрести пвх лодку Fishing Line 360 в магазине www.badger.ru, я видел ее только на фотографиях и на видеороликах, размещенных в интернете.
На мой взгляд, информации о лодках, представленной на сайте www.badger.ru, достаточно для самостоятельного выбора лодки. Широкая линейка серий, размеров и комплектации лодок при четко сформулированных требованиях к лодке позволили мне сделать правильный выбор самостоятельно без обращения за консультацией к сотрудникам магазина.
Грамотные и своевременные консультации были получены мной при выборе дополнительных аксессуаров у Евгения Калныньш. Считаю, что моя надувная лодка больше предназначена для рыбалки, так как для различных “ватрушек” и водных лыжников слабоват транец и недостаточна допустимая мощность двигателя.
Свой заказ я размещал в рамках акции “Закажи у производителя” в конце января 2010 г., а получил лодку в первых числах мая 2010 г. То, что стоимость доставки наземным транспортом вошла в стоимость лодки, а получать пришлось на складе транспортной компании, меня вполне устроило. Транспортная упаковка лодки не доставила хлопот при получении и доставке лодки до дома. Комплектацию лодки проверил дома, замечаний не было.
Базовая комплектация в целом устраивает, но вместо ножного механического насоса я бы предпочел хороший манометр, ключ для замены клапана и запасной клапан.
Вместе с лодкой я заказал спасательные жилеты, носовую сумку, сумку на сиденье, конец Александрова, электрический насос. Все аксессуары, за исключением носовой сумки, постоянно использовались при эксплуатации лодки.
Документов, которые я получил при покупке лодки, оказалось достаточно для оформления и регистрации лодки в ГИМС. Все прошло без проблем, кроме определения условий плавания. В судовом билете записали формулу класса - 2.0.4В.4.11 и район (условия плавания): допустимая высота волн – 0,25 м; удаление от берега – 500 м, несмотря на то, что в инструкции по эксплуатации лодки указана категория “C” согласно директиве 94/25/EC (высота волны до 2х метров без ограничения расстояния от берега), и инспектор это видел. Я считаю, что инспекторы ГИМС просто перестраховываются.
Было бы неплохо указывать в инструкции по эксплуатации формулу класса и условия плавания согласно принятым в России нормативам сразу на заводе, а не отдавать это на откуп инспекторам ГИМС. Производителю виднее, для каких условий эксплуатации предназначена конкретная модель лодки, ведь инспекторы не пересчитывают допустимую мощность двигателя для лодки.
Помимо спасательных жилетов, согласно судовому билету, на лодке необходимо иметь электрофонарь белый, флаг отмашковый 40х40 см, линь спасательный 25 м, черпак плавающий, швартовы 2-5 м. Места для номеров на борту с размером шрифта согласно требованиям ГИМС не нашлось, мешали ручки для пассажира. Номера я нарисовал на пластиковых досках, которые привязывал перед спуском лодки на воду к элементам конструкции – ручкам и леерам. Если бы в опциях был набор для установки номера на мою лодку, то обязательно рассмотрел бы возможность его приобретения. Карман с прозрачной стенкой для установки номера, на мой взгляд, трудно изготовить с необходимой степенью долговечности при эксплуатации лодки. Прозрачная пленка будет мяться и рваться.
Первая сборка и спуск моей новой пвх лодки на воду прошли без проблем, помогла прилагаемая к лодке инструкция по эксплуатации. Считаю, что в инструкцию необходимо добавить один рисунок – поперечный разрез стрингера в соединении с пайолом. Оказалось, что стрингер можно установить в двух положениях.
На лодку я без проблем установил двухтактный мотор Tohatsu мощностью 9,8 л.с. с гребным винтом 8,5, исходя из того, что комплект лодка-мотор будет часто использоваться одним лицом. Весь сезон я эксплуатировал лодку с незакрепленным бензобаком, но при сильном волнении его надо обязательно крепить.
На баллоне рядом с транцем предусмотрены элементы крепления, с помощью которых, я думаю, бензобак можно легко и надежно прикрепить к лодке (в следующем сезоне обязательно попробую). В базовый комплект поставки лодки необходимо добавить универсальные ремни для крепления бензобака (или как опцию с возможностью выбора для разных моделей бензобаков).
Свою пвх лодку я перевожу в багажнике и салоне автомобиля Шевроле-Нива, для чего складываю левое заднее сиденье. К сумкам для переноса сидений и стрингеров, пайолов замечаний нет. Cумку с лодкой вдвоем нести удобно. Для переноски сумки с лодкой одним лицом предлагаю немного удлинить широкие ремни, чтобы можно было нести сумку за спиной, как рюкзак.
Для накачивания лодки и всего, что требует накачивания до давления 300 миллибар, я использую электронасос BRAVO SUPERTURBO BST 12. Результатами эксплуатации насоса в этом сезоне я очень доволен. Для более компактной укладки лодки использую электрический насос для выкачивания воздуха из баллонов. Съемные колеса для транспортирования лодки к воде пока не использую, но присматриваюсь и прикидываю необходимость их установки.
Лодку я эксплуатирую на Сурском водохранилище и на Волге (иногда при сильном ветре и волнении до 0,5 м высотой). На мой взгляд, при загрузке лодки 1-2 человека она обеспечивает безопасное плавание в этих условиях. Места в кокпите хватает для нормальной рыбалки двоих человек и размещения необходимых снастей. При движении лодки против волны высотой 0,5 м и нахождении в носу пассажира появляется избыточное брызгообразование в носовой части. При перемещении пассажира на переднее сиденье и выборе оптимальной скорости движения брызгообразование полностью прекращалось.
Цели специально перевернуть лодку при повороте в движении или на стоянке я не ставил. Лодка идет устойчиво и слушается руля на всех режимах движения. При загрузке лодки в 1 человека на полном ходу управление румпелем должно быть более аккуратным, без резких поворотов на большие углы. При движении на полном ходу за кормой возникало брызгообразование. Спина была сухой, но в лодку небольшое количество брызг все-таки попадало.
Мне кажется, необходимо поднять двигатель на 2-3 см, но так как воды в лодку попадало немного, двигатель поднимать я не стал. Если бы в качестве опции можно было заказать переходник, позволяющий регулировать подъем мотора на 1-4 см, было бы здорово.
Моя надувная лодка с загрузкой 1-2 человека и снастями (полная масса комплекта - 260-280 кг) легко выходит на глиссирование и без дельфинирования может устойчиво передвигаться длительное время. Для загрузки лодки (один человек плюс снасти) мощности двигателя Tohatsu 9,8 л.с. с винтом 8,5 вполне достаточно. При загрузке 2 человека плюс снасти лучше был бы двигатель 15 л.с. Замерами скорости займусь в следующем сезоне, хотя по ощущениям меня вполне устраивает скорость движения лодки с разной загрузкой.
Качество изготовления моей модели пвх лодки оцениваю как высокое (была возможность сравнить с лодкой известного российского производителя). Никаких поломок в процессе эксплуатации не произошло.
Лодку я эксплуатировал один сезон. После первоначального накачивания лодку я ни разу не подкачивал. Швы, клапаны и материал давление держат прекрасно. Максимальное время, которое лодка находилась в эксплуатации без подкачивания баллонов, – 6 суток. Потертостей материала нет. Транец, лакированный пластмассой, практически как новый, повреждений ткани ПВХ нет, клапаны не менял. Местные загрязнения убираю во время рыбалки поролоновой губкой, полностью мою лодку по окончании рыбалки перед сворачиванием.
Если бы я выбирал надувную лодку сейчас с учетом опыта эксплуатации, то, не задумываясь, купил бы эту же модель. Тем требованиям, которые я ставил перед этой лодкой, она полностью соответствует.
При выборе и покупке лодки я отдаю предпочтение минимальной комплектации и цене с возможностью выбора и установки дополнительного оборудования (якорный рым для рыболовной лодки должен входить в базовую комплектацию). Из базовой комплектации не использую ножной насос. Сумку под сиденье я использую постоянно, носовую сумку пока не использую. Гермомешок, возможно, будет полезен в дождливую погоду. На всех моих предыдущих надувных лодках в носовой части был установлен фартук, который неоднократно в дождливую погоду защищал пожитки от попадания на них воды.
Выбор типа пайола при покупке - это, скорее, плюс. Для меня больше подходят пайолы из фанеры или пластика (прочность, стойкость к механическим повреждениям и проколам острыми предметами, низкая теплопроводность).
Лодку я эксплуатировал без доработок. Сейчас определяюсь с местом установки эхолота и спиннингов в вертикальном (транспортном) положении и ходовых огней. Любые дополнительные аксессуары для лодки - это плюс, в том числе и крепление на транец для лыжников и “ватрушек” (для тех, у кого мощные двигатели).
Якорь (массой 2,5 кг с раздвижными лапами) во время движения находится в кокпите без закрепления. Вариант установки на моей лодке носового капота с лобовым стеклом я бы обязательно рассмотрел.
Качество и характеристики моей лодки Fishing Line 360 полностью соответствуют тем деньгам, которые я за нее заплатил. Главные достоинства моей лодки – это выполнение всех требований, которые я к ней предъявлял при выборе, и высокое качество изготовления за приемлемую цену. Выбор лодки я сделал самостоятельно. После первых совместных выездов на водохранилище лодка очень понравилась супруге, и она присвоила ей красивое имя “Бриджит”, созвучное с названием фирмы-изготовителя.
Игорь Викторович, ILogi@yandex.ru, Пенза