Я - страстный любитель рыбалки. Летом 2009 года было принято решение - к следующему сезону приобрести пвх лодку с мотором. С августа по ноябрь мной было прочитано много статей. Также я стал активным участником ряда форумов водномоторников. В результате для меня сложились критерии выбора комплекта. Водоемы у нас большие (оз. Имандра, Белое море, Баренцево море), на рыбалку мы ездим вдвоем. Автомобиль для перевозки выбранной лодки Wave Line 360 небольшой - Renault Symbol.
Во-первых, мотор 15 л.с. В ноябре был куплен Mercury 15M. Далее надо было выбрать лодку. Лодка должна быть прочной, надежной, с хорошими мореходными качествами, от хорошо зарекомендовавшего себя производителя. В тоже время лодка должна помещаться в мою машину. Было намечено несколько моделей (Prof Marine, Мнев Кайман N-360S, Stingray, SILVERADO и, конечно, Badger).
До покупки лодки я видел её только в интернете. На сайте www.badger.ru в январе увидел акцию "Закажи у производителя" и решил брать.
Информация представлена на сайте достаточно подробно, лишнего ничего нет. Изучив информацию о пвх лодках, с учетом своих требований и возможностей выбрал модель Wave Line 360 PW.
При оформлении заказа общался с сотрудниками фирмы (по интернет, телефону), ответы получал быстро и в полном объеме. Заказ разместил через интернетовскую "корзину". Заказ был выполнен быстро. Лодка пришла багажом по железной дороге.
Упаковка достаточно удобная и качественная. Я один погрузил все в машину. Комплектацию проверил дома. Заказ был не в полном объеме, но я был заранее об этом предупрежден. Недостающие части вскоре были высланы.
Базовая комплектация меня вполне устроила, ничего лишнего не было. Дополнительно я заказал: две сумки под сиденья (достаточно было бы одной), запасной клапан (рекомендую включить в базовую комплектацию!), ключ для замены клапана (рекомендую включить в базовую комплектацию!), сумку для якоря (не использую, так как для якоря она маловата, а для других целей пока не нашел применения), электрический насос Bravo 12 (очень полезная вещь), манометр (вещь нужная).
Позже заказал тент для лодки, который за сезон не использовал ни разу, хотя дожди у нас не редкость. Во время дождя использую резиновый плащ, а вещи уложены в полиэтиленовые пакеты. Для этого случая подошел бы гермомешок, которого у меня пока нет.
Оформление в ГИМС-е прошло быстро, без лишних вопросов. В судовом билете район плавания - волна до 0,5 м, удаление от берега - до 2 км. Предписано дополнительно иметь на борту: электрофонарь, фальшфейер 3 шт., ремкомплект для лодки, медицинскую аптечку, якорь с канатом, черпак. Все имею, кроме кошмы.
После покупки лодки искал способ нанесения бортовых номеров. Попадись мне тогда набор для нанесения номера, непременно бы его использовал, так как не знал, как лучше нанести номера. Но у меня не было никаких наборов. Тогда я просто на компьютере набрал номер, распечатал на бумаге и вырезал трафарет. Через него нанес хорошим спиртовым фломастером номера. За сезон даже не обновлял. Сейчас у меня проблем с этим нет. Но проблема актуальна для многих новичков. Наверное, наборы для нанесения номеров будут пользоваться спросом.
Настал момент первого выхода на воду для опробования моей новой пвх лодки и обкатки мотора. В качестве эксперимента решил все проделать один, начиная от погрузки лодки в машину из гаража, и заканчивая её выгрузкой при возвращении с водоема.
Первый раз на сборку лодки ушел час с небольшим. Инструкция при сборке помогла. Порядок накачки баллонов определил сам, так как в инструкции он описан не очень четко. А именно, сначала накачал все баллоны до заполнения формы, потом накачал до нужного давления носовой отсек (в нем предохранительный клапан, и важно, чтобы до нужного давления он был накачан первым). Особых проблем при сборке лодки не было. Дольше повозился со стрингерами.
Топливный бак (25л) установил сзади сиденья в корме, около крепления для бака, что достаточно удобно. Сначала думал, как прикрепить бак к крепежным кольцам лодки. Сразу не закрепил, а потом за весь сезон бак так ни разу и не закреплял (хотя, часто была приличная волна). По-моему, в этом нет необходимости.
Мотор Mercury 15M установил без проблем. Винт штатный, 9х9. При водоизмещении 210-250 кг скорость 36,5 км/ч. При водоизмещении 290-320 кг (ветер 5-8 м/с, порывы до 14 м/с, волна) по волне идет уверенно, на максимальной скорости 34,8 км/час по навигатору. Об этом я писал на форуме, а также на других форумах.
Дельфинирования не было ни разу. На глиссирование эта лодка выходит достаточно хорошо. Мощности двигателя для водоизмещения до 320-350 кг вполне достаточно, наверное, мощность мотора 15 л.с. можно назвать оптимальной. Хотя, можно попробовать и 18 л.с. Мотор большей мощности, пожалуй, будет с большим запасом.
Тахометр я приобрел в Альбатросе, к сожалению, не такой хороший, как Tiny Tach (ТТA2) в вашем магазине. У вас тогда индукционных еще не было в продаже. Обороты замерял. Штатный винт 9х9 оптимален для водоизмещения от 230 до 350 кг (примерно), при этом максимальные обороты от 6000 до 5500 в зависимости от нагрузки. В конце лета купил фирменный винт 9х8 как запасной, еще не пробовал.
Комплект перевожу так: упакованная в сумку лодка на заднем сидении, настил (без сумки) на дне багажника, на нем мотор и бак с бензином. Остальные вещи в оставшееся пространство. Вдвоем вполне помещаемся.
Лодку накачиваю электрическим насосом Bravo 12 - очень удобно. У насоса я удлинил провода и подключаю его к автомобильному аккумулятору. Ножной (штатный) насос использую для выкачивания перед складыванием и в качестве запасного. За время рыбалки (2-3 дня) лодку не подкачиваю - нет необходимости. Накачал по приезду и скачал перед отъездом.
Съемные колеса я не использовал, так как вдвоем переносим лодку без проблем. Но мысль о колесах меня не покидает, дело будущего.
Сборка лодки сложностей не представляет. Неудобно вставлять сиденья, так как направляющие расщепились, постоянно вылезает черный резиновый кант - приходится повозиться.
Основные водоемы, на которых используется лодка: оз. Имандра (очень большое), Белое море, Баренцево море. Сильные ветры и волны бывают часто. На озерах бывает и мелководье, и камыши, дно каменистое. На морях в местах лова глубин до 100 метров. При ветре и на волне остойчивость судна хорошая, лодка достаточно управляемая во всех режимах движения. В лодке чувствую себя уверенно. Но на сильной волне идти полным ходом сложно, так как идет забрызгивание через нос и сильные удары по воде. На среднем ходу 20-25 км/час - нормально. При очень большой волне перехожу в водоизмещающий режим.
Мотор поднял на 14 мм (на текстолитовой пластине). По-моему, стало лучше, меньше стало забрызгивать с кормы (хотя и до поднятия почти не забрызгивало), лодка стала быстрей выходить на глиссирование. Обычная загрузка - 2 человека, бензин, вещи, снасти (водоизмещение - 320-350 кг). При этом в кокпите достаточно комфортно. Для двоих вместимость судна вполне достаточна. Диаметр баллонов меня устраивает.
Лодку я эксплуатировал один сезон. К качеству лодки у меня нет претензий. Были мелкие неполадки - клапан на баллоне после накачки и вытаскивания шланга не закрывался. Видимо, был слишком маленький ход на открытие клапана. Новый клапан мне прислали бесплатно (я был приятно удивлен). Ваши сотрудники сработали на "отлично".
Качество швов вполне удовлетворительное. Немного (примерно 2-3 см) отошел край шва в носу кокпита. Появилась незначительная потертость в месте соединения носовой и промежуточной частей настила (на изгибе). Планирую подклеить шов, а на потертость на днище между баллонами внутри приклею полосу ПВХ. Клапан (наружную часть) без проблем поменял при помощи ключа. Лодку мою после каждой рыбалки.
Считаю, что комплектация моей лодки близка к оптимальной. Важно, что есть выбор дополнительных опций. Хотя, дополнительные опции при выборе лодки можно было бы расширить. Например, пайолы я бы взял алюминиевые. При достаточно жесткой конструкции алюминиевые сиденья были бы несравненно лучше деревянных (на мой взгляд).
Дополнительно на свою пвх лодку я пока ничего не устанавливал - не было необходимости. Использую два самодельных якоря: легче (трак от гусеницы трелевщика, около 4 кг) - летом на мелкой воде. Тяжелее (рельсовая накладка, около 6 кг) - на море на глубокой воде. Якоря во время движения никак не креплю. Кладу с канатом на пайол, проблем не возникало. Надувное кресло ставили в носу. Удобно, но занимает много места. Надо что-то надувное, но небольших размеров. Удобно для пассажира, особенно на ходу. Также я ставил фальшборт, при большой волне есть определенный эффект.
Качество и потребительские характеристики лодки меня вполне устраивают. Что касается стоимости, то акция "Закажи у производителя" позволила мне сэкономить приличную сумму. Покупая такую же или аналогичную лодку в своем городе, я бы заплатил минимум на 6000 руб. больше.
Поэтому в моем случае соотношение цена-качество получилось наиболее выигрышным. Главное достоинство моей лодки - пожалуй, её хорошая мореходность и, надеюсь, надежность при прочих неплохих качествах.
Может, это только на моей лодке, но очень неудобно вставлять сиденья. Думаю, что алюминиевые пайолы и алюминиевые сиденья (как у SILVERADO) придали бы этой модели большую привлекательность.
После первого года эксплуатации могу сказать, что я сделал правильный выбор лодки для себя.
Александр Анатольевич, albaykov24@mail.ru, Кировск
С видеофайлами, предоставленными Александром Анатольевичем в рамках конкурса «Какой должна быть надувная лодка Badger?», Вы можете ознакомиться в разделе «Видео и фотообзоры».