Лодку Badger FishingLine 390 я эксплуатирую с середины августа 2009 года. За это время она побывала уже как минимум на десяти рыбалках. Довелось и по волнам поскакать, и о камни потереться. К качеству выполнения швов пока нет вопросов – на высоте. За двухдневную рыбалку не возникало необходимости подкачивать баллоны. Что до потёртостей, то тут есть о чём поговорить…
Я приобретал свою пвх лодку через интернет-магазин Баджер в прошлом году. До момента покупки у меня уже был небольшой опыт общения с лодками Badger с полом в виде надувного пайола (у двоих моих знакомых такие лодки). Остался доволен качеством изготовления, ходовыми характеристиками и т.п. Одно для меня оставалось неудобным – малые размеры тех ПВХ лодок (FishingLine 300 и FishingLine 330). Сам я мужчина крупный (рост 187 см., да и вес за 110 кг), поэтому основным критерием выбора надувной лодки для меня стал её размер. В результате я остановился на лодке максимального размера в линейке Fishing Line - FLA390 с надувным, опять же, дном. Немаловажным оказалось и то, что вес этой лодки немногим более пятидесяти килограммов.
Живу я в Карелии, в городе Кондопога. В столице Карелии - Петрозаводске - есть несколько магазинов, торгующих лодками Badger. Один из них – «Ермак». Не знаю, является ли он Вашим дилером, поэтому не стану рассуждать о его сервисе и работе. Ваши лодки представлены там в большом ассортименте, что-то в наличии, что-то под заказ. Конечно, покупая лодку, лучше её осмотреть в надутом состоянии, проверить швы, стыки, крепление навесных элементов непосредственно в магазине. Но есть другой, серьёзный, вопрос – цена! Так вот в магазине мне предложили лодку Badger FLA360 за более, чем 41 тысячу рублей, а купил я Badger FLA390 у Вас за 34500. Что называется, почувствуйте разницу!
Информация о лодках на сайте, на мой взгляд, представлена в исчерпывающем виде. Как такового обращения к сотрудникам Вашей фирмы по поводу выбора модели лодки с моей стороны не было. Я как-то сразу решил, что буду брать Fishing Line 390 с AirDeck. Это была моя первая покупка через интернет, и сразу такая сумма! Множество вопросов: Как? Куда? Когда?..
Во время оформления заказа я общался с Евгением Калныньш, получал ответы на все интересовавшие меня вопросы. Как можно оценить неоценимое! Большое спасибо Евгению!
Отличие между сериями и моделями лодок не было для меня определяющим моментом. Но светлый цвет материала ПВХ на лодках серии Fishing Line имеет преимущество в солнечную погоду – меньше нагреваются баллоны. Богатство выбора – это неплохо. Каждый сможет подобрать для себя то, что нужно ему. Назначение моей лодки – рыбалка и прогулки с семьёй.
С момента заказа до получения мною лодки прошло чуть больше месяца. С учетом того, что лодки в момент заказа не было на складе, это не долго. То, что стоимость доставки была включена в стоимость лодки, - хорошо, а вот с получением лодки на железнодорожном вокзале возникли небольшие трудности. В сторону Мурманска почтово-багажный вагон из Санкт-Петербурга ходит два раза в неделю. Не стану далее расписывать все перипетии – в конечном итоге лодка была мною получена.
Удобна или нет картонная коробка с находящейся в ней лодкой – не задумывался. Езжу я на микроавтобусе, поэтому размеры упаковки меня не очень интересовали, а вот владельцам легковушек пришлось бы тяжеловато. При распаковке коробки дома выяснилось, что паспорт-инструкция по эксплуатации лодки не был заполнен. После обращения к Евгению ситуация была исправлена оперативно, и со следующим заказом мне был выслан заполненный паспорт на лодку, товарная накладная и т.д.
Базовая комплектация оптимальна. Но, задав вопрос о манометре, ключе для клапанов и самом клапане, Вы сами себе дали ответ. Все эти вещи можно было бы добавить в базовую комплектацию (с соответственным увеличением цены), потому что лично я уже сделал самостоятельно ключ и манометр, а запасной клапан приобрел. Но не все имеют возможность изготавливать такие вещи. Ключ понадобился для отворачивания клапана надувного киля (подтравливал). Теперь лежит в сумке с инструментом от мотора (очень удобно). Что касается манометра, то, пока у меня его не было, я накачивал баллоны и Air Deck «на глазок». Когда же я, после появления у меня манометра, накачал все детали до рабочего давления, мой Badger как подменили. Он и побежал по волнам шустрее, и ловить в нем стоя стало гораздо комфортнее.
Из аксессуаров и навесного оборудования я приобретал следующее: сумку под сиденье, гермомешок, два сиденья-бублика, две ручки для переноски лодки (овальные), систему крепления UniMount и отдельно элементы крепления системы UniMount. В этом году для целей тюнинга лодки я дополнительно приобрел пятаки системы крепления с двумя кольцами и крепление бокового леера. Сумка под сиденье – отличное решение для хранения спасательных жилетов, ремонтных комплектов, аптечек и всего того, что по требованию ГИМС должно находиться на борту лодки. Сиденья-бублики - не плохая альтернатива штатным банкам (мои пассажиры только на них и сидят). Что касается ручек для переноски, то тут отдельный разговор. Забегая вперед, скажу, что отсутствие на лодках серии Fishing Line 2009 года таких ручек на конусовидных окончаниях баллонов – большой минус. Лодка имеет небольшой вес и вполне пригодна для переноски двумя людьми, но необходимость заднему несущему брать лодку за низ транца полностью лишает его обзора дороги под ногами, что, с моей точки зрения, неудобно. Систему UniMount приобрел для установки даунриггера (купленного у Вас же, за что отдельное спасибо). Элементы крепления – на перспективу.
Оформление в ГИМС прошло, в принципе, без затруднений. В связи с тем, что не все документы были получены вместе с лодкой, мне пришлось, по согласованию с инспектором, сфотографировать «шильду» и серийный номер на транце лодки и предоставить фотографии. После этого лодка была зарегистрирована на основании банковского платежного поручения, на нем же и поставлена отметка о регистрации в ГИМС. Категория плавания в судовом билете – С.
Кроме спасательных жилетов на борту необходимо наличие следующего: ходовые огни (в инструкции на лодку черным по белому написано, что лодка не оборудована ходовыми огнями, поэтому может эксплуатировать только в светлое время суток), флаг-отмашка, электрофонарь, круг с линём 25 м или конец Александрова, черпак плавающий или ведро, насос, огнетушитель, брезент 1,5x1,5 м, якорь 5 кг с канатом, швартовый трос, аптечка первой помощи, ремонтная аптечка и, ВНИМАНИЕ, отпорный крюк-багор (только гвоздей гнутых нет).
Проблему с нанесением бортовых номеров я решил довольно просто. Сначала были самостоятельно изготовлены номера белой краской на полосах черной резины с креплением их на леерах лодки. Пообщавшись с людьми на карельском рыболовном сайте, нашел информацию о другом варианте изготовления номеров. После обращения в рекламное агентство, я стал «счастливым» обладателем двух профессионально изготовленных на ПВХ материале номеров. Крепятся они так же – на леера. Наличие прозрачного кармана для картонки с номером считаю нецелесообразным в виду не долговечности, на мой взгляд, подобного решения.
Первая сборка лодки не вызвала у меня каких-либо проблем. С учетом времени на установку передвигающихся скамеек и надувного пола, лодка была готова к спуску на воду минут через 40. Мотор на моей пвх лодке пока один – четырёхтактный Tohatsu MFB 5S. Винт 7,99 – «родной».
Установка мотора не вызвала никаких проблем. Топливный бак расположен на полу у транца. В дополнительном креплении он не нуждается, так как скорости перемещения по воде небольшие, порядка 13-15 км/ч, а сам материал пола не скользок. Инструкция написана неплохо. Может быть, не было бы лишним уделить больше внимания процессу сборки. Лично у меня не совсем хорошо получается именно сборка лодки в сумку.
Лодку, упакованную в сумку, я перевожу на микроавтобусе, в багажном отделении. Транспортировка лодки, упакованной в сумку, проблем не вызывает (ношу её один). До момента приобретения электрического насоса Bravo 80C, накачивал лодку, используя штатный насос Bravo 9. С появлением этого «маленького помощника» время, затрачиваемое на приведение лодки в «боевое состояние», сократилось до минут 15. Штатным насосом теперь только докачиваю до рабочего давления.
Об оптимальности данного типа насосов (Bravo9) судить не берусь – не имею опыта использования других насосов. Начитавшись отзывов о ножных насосах Bravo (то меха порвутся, то еще что-то), приобрел у Вас запасной. Но после двух сезонов использования даже не прикоснулся к запасному. Все в порядке: и меха, и фурнитура. Думаю, что аккуратное и бережное отношение к этому насосу позволит эксплуатировать его долго без забот. Единственное, что не устраивает, - это штатное соединение шланга с седлом клапана (шланг постоянно выскакивает). Установка приобретенного у Вас переходника к клапану SP вместо «родного» конуса решила эту проблему. Для транспортировки надувной лодки к воде я использую, опять же, самостоятельно изготовленные съёмные колеса.
Как я уже говорил, живу я в Карелии – краю тысячи озер. Отсюда и район плавания, включающий в себя водоёмы разных размеров – от маленьких ламбушек до Онежского озера, и, соответственно, разные условия. Загрузка лодки, как правило, - двое взрослых мужчин да снеди килограмм 25. В таких условиях и при данных размерах лодки (390 см) в кокпите чувствуешь себя довольно вальяжно. Был, правда, опыт лова окуней с женой и двумя дочерьми: вываливаться за борт никому не пришлось, а вот получать по лицу окунями, выдернутыми из воды моими домашними, мне довелось.
Во время движения на моём Badger`е избыточного брызгообразования ни в носовой, ни в кормовой части не наблюдается. Оговорюсь ещё раз, что скорости передвижения по воде у меня небольшие, других пока не испытывал. После проведенных замеров пришел к выводу, что мотор нужно поднимать на транце на несколько сантиметров. И, конечно же, стало бы удобнее, если бы вместе с лодкой шел переходник, позволявший регулировать подъем мотора на 2-4 см. Остойчивость своего судна в разных режимах движения оцениваю на «отлично», лодка послушно выполняет повороты.
О глиссировании рассуждать не буду. С моим подвесным мотором и загрузкой лодки о глиссировании не может быть и речи. Да и не являлось это самоцелью приобретения ни лодки, ни мотора. Для моих условий эксплуатации мощности мотора хватает. Может быть потом, когда-нибудь, я и приобрету другой, более мощный мотор, но это будет совсем другая история… А вот тахометр на румпель – это интересно.
Про качество изготовления я уже говорил. Оно не вызывает серьёзных нареканий. Обращаться к Вашим менеджерам по какому бы то ни было поводу необходимости не возникало. Было несколько мест отклеивания кромок навесных элементов (ручек для переноски лодки), но я связываю это не с плохой проклейкой, а с не совсем удачным складыванием лодки в сумку. Все проблемы были устранены подклеиванием штатным (из ремонтного комплекта) клеем.
Лодку эксплуатирую с середины августа 2009 года. За это время она побывала уже как минимум на десяти рыбалках. Довелось и по волнам поскакать, и о камни потереться. К качеству выполнения швов пока нет вопросов – на высоте. За двухдневную рыбалку не возникало необходимости подкачивать баллоны. Что до потёртостей, то тут есть о чём поговорить. Конкретно - о системе усиления жесткости надувного пола в виде фанерных вставок. Даже за столь непродолжительный срок эксплуатации на материале дна лодки в местах его соприкосновения со вставками появились потертости.
Я для себя решил эту проблему следующим образом: взял многослойный армированный материал (похож на ПВХ) и склеил из него некое подобие защитных чехольчиков на торцы фанерных вставок. Теперь стало лучше. Ещё один злободневный вопрос – защита надувного пайола. На форуме Вашего сайта много раз этот вопрос уже обсуждался. Другие производители лодок уже решают эту задачу, предлагая какие бы то ни было, заводским образом изготовленные, защиты для пайола. В моём распоряжении был кусок материала (о нем я говорил несколькими строками выше), достаточный для изготовления подобной защиты, которую я и сделал.
Транец в идеальном состоянии. Ремонт лодки мне довелось осуществлять после одной из рыбалок. Прошелся дном по подводному пеньку, на днище образовалась царапина длиной сантиметров 10, пропоровшая материал до армирующего слоя. Для ремонта использовал материалы из ремонтной аптечки. Всё получилось нормально. Заплата держится. Приходилось, как я уже говорил ранее, выкручивать самодельным ключом клапан киля. После процедуры обратного ввертывания клапана в стакан, киль перестал спускать. Остальные клапаны не вызывают нареканий. Лодку я мою после каждой рыбалки щёткой с моющим раствором типа Фэйри. Стараюсь держать её в чистоте.
Принимая во внимание имеющийся опыт, если бы я выбирал лодку Badger сегодня, то свой выбор я остановил бы на этой же модели, потому что не изменилось основное её предназначение.
Скорее всего, покупая лодку сейчас и имея возможность выбора между вариантами комплектаций, я бы выбрал максимальную комплектацию. Естественно, за бОльшие деньги. Но, к слову, «максимальная комплектация» - понятие чисто субъективное, и для всех понятие максимализма в данном аспекте будет разным. Сумку под сиденье приобретал отдельно, и использую её. Носовую сумку и гермомешок я также приобрел. Про надувной пайол писал ранее, пока что единственный его недостаток – плохая защита от повреждений, а в остальном всё нормально.
Из дополнительного, мною было установлено следующее оборудование: система UniMount для даунриггера, овальные ручки для транспортировки на задней конусной части баллонов, пара держателей Scotty на банку. Клей использовал купленный у Вас (в маленьких тюбиках).
После прочтения инструкции на Вашем сайте и консультации со специалистами Badger`а процесс приклеивания деталей особых проблем не вызвал. Дополнительная инструкция по монтажу мне не понадобилась. Необходимость крепления для буксировочного троса чисто субъективна. Кому-то нужна, кому-то - нет.
Сейчас подумываю об установке мягкого кресла, т.к. многочасовое сиденье на жесткой банке (при троллинге) не вызывает особой радости у моей спины. Наличие у поверхности наших водоемов всякого рода «сюрпризов» подвигло меня на приобретение защитной ленты ПВХ. Этой зимой собираюсь усилить ею низ баллонов и днище.
В связи с началом освоения нового для меня вида лова – джеркинга, мне понадобилось жесткое основание под ногами. После непродолжительной переписки с Алексеем Ивановым, я стал счастливым обладателем сборного щитового пайола из влагостойкой окрашенной фанеры. Теперь, имея оба варианта палубы, я свободен в выборе типа пола, в зависимости от условий предстоящей рыбалки.
В очередной раз повторяясь, скажу, что меня полностью устраивает качество Вашего изделия, и я не жалею ни рубля из тех, что заплатил за своего Badger`а. Напоследок то, что касается моих родных: они довольны лодкой. Мы выезжали на отдых к воде, и моя старшая дочь особо отметила управляемость лодки на вёслах. Ей доводилось ходить на разных моделях «резинок». Badger произвел на неё, в этом плане, приятное впечатление.
Спасибо Баджеру за хорошее изделие!
Дмитрий Александрович, zatcepin74@mail.ru, Кондопога