За почти полувековую историю эксплуатации мною различных плавсредств и насосов к ним, я нашел, как мне кажется, оптимальный вариант «лодка + насос».
Опыт накачивания в 60-х годах прошлого века ручным штатным автомобильным насосом самодельных лодок, склеенных из 2-х камер от автомобиля «ЗИЛ», до сих пор вызывает у меня легкое «содрогание». Потом были резиновые лодки и резиновые ножные «лягушки». Для того времени – верх технической мысли. Когда в продаже появились китайские мини-электронасосы с работой от аккумулятора автомобиля или даже со встроенными аккумуляторами, проблема накачивания, по крайней мере, резиновых надувных матрасов, была решена. Однако эти насосы с пальчиковыми аккумуляторами небольшой емкости, минимальными производительностью и рабочим давлением, достаточно легко справляясь с накачкой матрасов, позволяли лишь слегка накачивать даже малые резиновые, а затем уже и ПХВ-лодки до минимального давления. Далее приходилось неизбежно их докачивать ножным насосом - «работать ногами».
Весной 2012 г. я приобрел достаточно вместительный складной РИБ WinBoat 360RF Sprint cо штатным ножным насосом. Встал вопрос приобретении оптимального насоса, так как тратить на рыбалке драгоценное время (и силы!) для накачивания объемной лодки и большого надувного матраса не хотелось. Варианты различных ножных / ручных насосов мною даже не рассматривались.
Первый и главный принципиальный вопрос при выборе насоса был: необходим ли встроенный аккумулятор? Весь предыдущий опыт подсказывал – именно он и только с ним! Тем более, с тех пор, как ввели 200-метровую запретную зону для подъезда автомобилей к водоемам, это стало очень даже актуальным! Ранее, для подключения «китайцев» к автомобильным аккумуляторам, я изготавливал различные удлинители, но это достаточно хлопотное и неэффективное решение… «Дотянуться» от автомобиля до отдаленно стоящей палатки с матрасом или лодки на берегу было почти всегда проблематично. Транспортировать достаточно громоздкую лодку до авто и обратно меня тоже не прельщало. Мой принцип – стараться обходиться на берегу без помощников!
Второстепенные вопросы: компактность, надежность и качество. Производительность, цена, гарантия, сервис тоже были важны. Тщательные поиски на просторах интернета привели меня к единственному варианту – итальянскому насосу Bravo BST12 Batt (6130218) (далее – Bravo), который я и приобрел через интернет-магазин «Badger». Только в этом магазине я и ранее выписывал, к примеру, зимние удочки от «серьезных» производителей… и другие качественные товары.
Проблем с размещением и отправкой заказов в магазине никогда не было, все исполнили и в тот раз оперативно.
Транспортная упаковка насоса при пересылке обеспечила его целостную доставку почтой.
Комплектация насоса, как оказалось, меня не устроила. В моей лодке установлены клапаны «Борика» d55х56. Для них пришлось дополнительно приобретать универсальный переходник SP 718 (S241202) к клапану с винтом для отжатия клапана, так как электрический насос Bravo, в отличие от ножного, работает только при полностью открытом клапане.
В дальнейшем я приобрел и контрольный проходной манометр SP 125 (R551091) для визуального контроля текущего давления при накачке. С помощью этого же манометра и переходника я контролирую на рыбалке текущее давление в баллонах лодки во время длительных поездок. Отдельный манометр тем более необходим в нашу жаркую погоду, когда при +35 на улице есть угроза взрыва перекаченных баллонов. На переходник я надел дополнительный отрезок резинового шланга для состыковки со штуцером штатного шланга Bravo или проходным манометром.
Инструкция на русском языке была, но она «не помешала» мне иметь проблемы при первой накачке лодки именно из-за отсутствия ЧЕТКОГО указания, что клапан лодок при накачивании насосом Bravo должен быть ОТКРЫТЫМ. Я тогда присоединил к шлангу Bravo шланг с переходником (без нажимного винта) от штатного ножного насоса лодки и потерпел фиаско… Помучился, кое-как накачал… Отзвонил потом в магазин, подсказали про отжатие клапана…
Штатную сумку для насоса, как мне кажется, надо бы изготовить из более прочного материала. Стоило только несколько раз поносить насос не за штатный ремень, а за верхний клапан сумки – швы расползлись, а материал почти не ремонтопригоден. Конечно, если нежно поднимать насос только за ремень, чехол прослужит дольше, но это же рыбалка, и всех коллег не проинструктируешь.
Накачивание моей большой лодки занимает считанные минуты. Насос сам качает секции до установленного давления – в это время я занят другой работой.
При подсоединении проходного манометра я определил, что автоматика насоса несколько «занижает» установленное по регулятору давление, поэтому регулятор давления я заранее слегка корректирую и контролирую накачку по манометру. Я сам бывший инженер по автоматике, поэтому не особо доверяю электронике в таком важном деле и подстраховываюсь визуально. Автоматика насоса позволяет не перекачать лодку, только успевай – переставляй переходник при отключении насоса.
При накачивании, по возможности, ставлю насос в кокпит лодки, хотя забор воздуха у этой модели расположен высоко и исключает попадание песка и пыли, в отличие от ножных насосов. Просто с компрессором внутри лодки удобнее переставлять переходник между секциями баллонов. После готовности лодки легко накачиваю и матрас.
Считаю, что встраивать в насос манометр нет необходимости, чтобы можно было использовать его как дополнительную опцию. Ножным штатным насосом лодки я НИ РАЗУ не пользовался – отпала необходимость.
Я читал отзывы о данных моделях со встроенными аккумуляторами и понял, что всеобщая проблема потребителей – контроль ПОЛНОЙ зарядки встроенного аккумулятора, точнее, его полное отсутствие!
При покупке насоса я, как и многие, сразу не выписал и штатное зарядное устройство, о чем сожалею. Понадеялся на имеющиеся у меня иные зарядные устройства на 12 В. Но мои устройства не имели контроля полной зарядки аккумулятора, и требовался дополнительный визуальный контроль напряжения аккумулятора вольтметром… Были опасения и по поводу возможной перезарядки аккумулятора, что тоже не хорошо.
Про зарядку от прикуривателя я уже и не пишу. Как опция – неплохо на самый крайний случай, если только заряжать его при движении автомобиля, когда повышенное напряжение от генератора авто обеспечивает его полноценный заряд. Но при стоянке проблема: как от аккумулятора автомобиля, заряженного даже до 13.5 В, можно полностью и быстро зарядить 12 В аккумулятор до того же напряжения?! Зарядный ток будет же минимальным. Поэтому эта опция у пользователей Bravo не срабатывает.
Для своей модели (и не только для нее) я приобрел универсальное автоматическое зарядное устройство для аккумуляторов всех типов от 2 до 24 В. Возможны и иные конструкции, обеспечивающие полный заряд аккумуляторов 12 В с автоматическим отключением по окончании зарядки.
Теперь нет забот: за сутки до рыбалки я подключаю в гараже насос, и устройство автоматически обеспечивает его заряд к моменту отъезда. Этот способ применим во всех случаях длительного хранения любых аккумуляторов (в т.ч. автомобильных) во избежание их естественного саморазряда и разрушения пластин.
И вот ТОЛЬКО при обеспечении полной зарядки аккумулятора насоса Bravo я наслаждаюсь всеми его преимуществами - вдали от машины и без проблем накачиваю лодку и матрас, а зарядки хватает и для накачки как минимум еще одной более «мелкой» лодки моего приятеля.
Я с удовольствием использую и другую возможность насоса – откачкау воздуха из баллонов. Это тоже существенно сокращает время и качество сборки лодки.
Поломок за 2 сезона не было. Я теперь понял, что мои «недоразумения» с насосом в виде невключения 2-й ступени или преждевременные отключения насоса случались иногда только от его недозарядки. Если что и случится, то я всегда смогу выписать в магазине необходимый блок и отремонтировать самостоятельно.
Разумное усовершенствование насоса – это новый, более прочный чехол! Длина и прочность воздушного шланга устраивает. В обязательный комплект я включил бы и указанный ранее универсальный переходник: его цена минимальна и существенно не удорожит комплект.
В описание изделия на сайте я добавил бы рекомендацию о приобретении фирменного или иного зарядного устройства с функцией сигнализации окончания зарядки.
Если по каким-то причинам мне придется еще раз выбирать насос, я ОДНОЗНАЧНО выберу вариант Bravo со встроенным аккумулятором! То же я рекомендую всем владельцам надувных лодок, которые любят своих «водных коней» и беспроблемную рыбалку.
Юрий Владимирович, juri2@novotroizk.esoo.ru, Оренбургская обл.