В 2011 году встал вопрос замены ПВХ лодки. Предыдущая модель (Фрегат 360) у меня отходила около 10 лет, состарилась как морально, так и физически. Основные параметры выбора были следующие: лодка с мотором должны перевозиться в багажнике минивена; погрузка-разрузка, а также сборка должны быть по силам одному человеку; должен наличествовать алюминиевый пайол для ботинок с шипами. Исходя из этих условий я выбрал лодку Badger Sport Line 370 AL, хотя рассматривались разные варианты.
Минус лодки с надувным дном в том, что она идет единым изделием, поэтому тяжелее. Мне проще перенести отдельно лодку, отдельно пайол. В модели размером меньше 360 см очень мало места для двоих человек с грузом на 2-3 дня рыбалки, а это наиболее частое использование моей лодки. Лодка размером 390 см и больше хуже идет под 15-сильным мотором – проверил на Badger Sport Line 390 AL, брал у приятеля.
Пайол должен быть алюминиевым, т.к. лодка часто используется на горных реках, где приходится ходить в вейдерсных ботинках с шипами. В фанерном пайоле выкрашивается щепа – проверено на предыдущем судне.
Выбор 15-сильного мотора обусловлен весом. Таскать одному 20-ку или что-то поболее все-таки тяжело. Таким образом, двигатель у меня Suzuki DT-15, и лодка бралась именно под него. Водительское удостоверение на право управления маломерным судном у меня уже более 10 лет, двигатели мощностью менее 15 л.с. не рассматривались. Ездить приходится на дальние расстояния с приличной загрузкой, поэтому 15 л.с. – это минимум.
Свою SL 370 заказывал через сайт www.badger.ru в период зимних скидок с отсрочкой доставки. Заказ был произведен в декабре 2011 г., лодку получил в марте 2012 г. Меня это вполне устраивало. Транспортная компания «ЖДЭ» доставила груз в надлежащем виде, коробки запечатаны. Вес при получении я не проверял. С этой транспортной компанией работаю достаточно долго, поэтому вполне им доверяю.
С регистрацией не возникло особых проблем. Единственное условие ГИМС – привезти лодку к ним в офис для сверки номеров и года выпуска. Тут следует заметить, что год выпуска на транце отдельной строкой не прописан, и у инспектора возникли некоторые затруднения в его поиске. Пришлось убеждать его, что год прописан в заключительных цифрах номера.
Первая сборка прошла без трудностей. Возможны затруднения при надевании стрингеров, но они решаются подкладыванием под лодку собранного весла. Было некоторое опасение, что возникнут проблемы при разборке, особенно снятии стрингеров с пайолов (такое часто случалось с другими лодками, например, с Корсаром), но на радость они снялись (да и сейчас снимаются) легко.
Максимальная скорость, которую я смог развить на Badger Sport Line 370 AL с двигателем Suzuki DT-15, – 43 км/ч. Шаг винта – 11. Лодка устойчивей предыдущей (Фрегат 360), лучше слушается руля. Во время управления сижу на банке.
Лодка используется на водоемах моего региона. Это реки Амур, Уссури. Судоходные притоки – Тунгуска, Кур. Горные реки Анюй, Хор. Иногда выезжаю на Бурейское водохранилище.
Кроме использования под мотором я каждый год хожу на SL как на весельной в сплав по горным рекам.
За время эксплуатации особых доработок конструкции не делал. Единственное, немного приподнял двигатель на транце (около 2 см) с помощью деревянного вкладыша. Это увеличило скорость на 2-3 км/ч, стал легче выходить на глиссирование, и уменьшилось количество брызг за кормой. Забрызгивания носовой части не происходит.
Время выхода на глиссирование зависит от загрузки, распределения груза, наличия волны, шага винта. При максимальных загрузках ставлю винт 7 или 8, при наличии волны пытаюсь набрать скорость как на «Wave».
Наличие «швертов» на концах баллонов значительно улучшает устойчивость и управляемость. На предыдущей лодке была проблема заноса на повороте, на Баджере такого нет.
Лодка ходит третий сезон. Все упаковочные сумки родные, ничего пока не порвалось. Каждый выход на воду – это полная сборка и полная разборка. Единственная неисправность, произошедшая за время эксплуатации, – вылетели почти все саморезы из креплений направляющих на сиденьях.
По поводу системы креплений сидений. На предыдущей лодке была стационарная, на этой – подвижная. По моему мнению, лучше подвижная. Можно организовать «столик» посредине. Когда иду один, сиденье сдвигаю ближе к центру, когда много груза – ближе к корме.
В прошлом сезоне на Амуре было большое наводнение. Пришлось много раз ходить на лодке по затопленным районам, спасать имущество, контролировать уровень воды и т.д. Во время одного из таких походов, когда уровень воды был на высоте верхней кромки заборов, получил пробоину правого баллона – наткнулся на арматуру. В лодке было три человека. SL плавучесть не потеряла, вернулись к берегу под мотором. Ремонт делал сам с помощью эластомера Бельзона.
Насос, шедший в комплекте, до сих пор в заводской упаковке. Пользуюсь электронасосом Браво-BST12. На дальние переходы для подкачки беру с собой небольшой аккумулятор 12В, 7А/ч.
После поездок по горным рекам на днище появилось немного потертостей от камней. Были отремонтированы самостоятельно эластомером Бельзона. Для нанесения регистрационного номера я изготовил трафарет и закрасил черной краской с баллона.
Сумку под сиденье считаю необходимым элементом. В ней хранится насос, запасной винт, инструмент, ремкомплект. Также необходимый элемент –накладка на сиденье, особенно в октябрьские походы, когда алюминиевое сиденье иногда покрывается инеем.
Носовая сумка была куплена, но не использовалась, в ней нет необходимости. Также никогда не пользовался креплением для бака. Основное достоинство лодки – устойчива и хорошо слушается руля.
Евгений Владимирович, evgo@rambler.ru, Хабаровск