Отзыв составлен в виде ответов на вопросы от компании Badger. 1. Выбор лодки и мотора. Я выбирал лодку для рыбалки на Онежском озере. Волна у нас короткая, крутая, и металлический катер просто втыкается в неё. А ПВХ – то, что надо. Поэтому я приобрел в интернет-магазине лодку 4.2 м Волновой линии со сдвоенным килем – Wave Line 420. Она служит мне верой и правдой с 2008 года. Вторую лодку приобрел в прошлом году тоже на Баджер, но уже для небольших водоемов. Простую трехметровую классику под электромотор – Classic Line 300.
Для меня самыми важными были параметры лодки и мореходность. Ходил я и на 25- сильном моторе и на 2-сильном. Разница ощущается на дальних расстояниях. Оптимальный набор – два мотора – 15 л.с. и 2.5 л.с. Естественно, четырехтактные.
Имею права на управление мотолодкой – вынудили ГИМСы. Хотя для наших водоемов и лодок вполне достаточно здравого смысла. Обучение просто глупое. Изучают матчасть допотопных двигателей. Астролябии заменены навигаторами. А с какой стороны обходить буи в море меня вообще не волнует – в море не хожу.
Первым из критериев выбора лодки была мореходность. Один раз я возвращался с Онеги по трехметровым волнам – впечатления непередаваемые. С тех пор доверяю лодке не только свою жизнь. Второй критерий – надежность конструкции и износостойкость материалов. Стрингеры не должны гнуться, а баллоны – протираться в процессе эксплуатации. В разумных пределах, конечно.
Третий – легкость хода. Я на WL 420 с мотором Yamaha 2.5 если еду один – выхожу на глиссер, и меня не могут догнать на пятерке на лодках других моделей и линий. Хотя тоже от Badger.
2. Заказ и доставка лодки
Нет ничего сложного в путешествии по сайту www.badger.ru. А советовался я с менеджером при покупке только один раз: пайолы выбирал. Хотел надувной пол высокого давления, думал, легкая лодочка будет, но правильно отговорили. Для пляжа еще приемлем надувной пол, а для рыбалки и охоты он одноразовый.
Транспортники работают нормально. А вот про сроки можно сказать отдельно. Приятно удивлен. В пятницу оплатил счет, а уже в понедельник пришло сообщение о поставке от ТК. Так, конечно, бывает не всегда, но мне повезло.
С упаковкой проблем не было – оказалась цела. Вес я никогда не проверяю, даже не знал, что это возможно. Комплектность проверил только в гараже. Без косяков не бывает, но об этом позже.
3. Эксплуатация
Проблем ни с чем не возникло. А вот при прохождении техосмотра произошел курьёзный случай. Нарвался я на вахтера. Он был в форме ГИМСа, весь в колодках (награды). Я его спросил, что нужно для прохождения техосмотра. Цитирую его фразу: «Фальшфейер и ракетницы должны быть на борту! А чтобы их не упёрли без ведома владельца, нужен еще железный ящик, приколоченный к борту или днищу!» Тут я понял, что сегодня не мой день.
Все лодки собираются примерно одинаково, а инструкции в России принято читать тогда, когда новое изделие испорчено или уничтожено. Национальная традиция, однако. Со сборкой новой лодки пошло что-то не так. Я никак не мог выпрямить пайолы. Наступал на них, но ни в какую не получалось расправить их в одну плоскость. Тогда я замерил рулеткой длину кокпита и сравнил с длиной сложенных на полу пайолов. И тут все понял – не судьба собрать без специального инструмента. Пришлось купить электролобзик и спилить носовой пайол по периметру на 3 см. Зашлифовал и окрасил срез. После этой процедуры лодка собралась на ура. Вывод: передний носовой пайол был от другой лодки – шире и длиннее. Такое часто случается при комплектовании лодок после увеселительных мероприятий. Или корейцы любят пошутить весело и беззаботно… Одного не учли – мы не немцы и не американцы, избалованные цивилизацией. А в комплекте второй лодки не оказалось сидений. Ну да не беда. Я ими не пользуюсь, сижу на баллоне.
Новая, еще чистая лодка – это что-то! Тут нечего добавить. Скорость на моторе 25 л.с. по навигатору была около 45 км/ч. Хожу по разным водоемам в любую погоду, даже в шторм. Мореходность на высоте. Скорость для меня – фактор вторичный, но на хорошем моторе WL летит – аж дух захватывает, и брызг практически нет. Однако не существует лодок, которые не брызгаются при большой скорости на волне. А если не торопиться, то брызги попадают в кокпит только при сильном боковом ветре.
На большой скорости (40-45 км/ч) при нагрузке 200 кг и менее лодка начинает «рыскать». Очень сложно удержать курс. Наверное, это оттого, что на корме почти нет киля. И на глиссере лодка из килевой превращается в плоскодонку.
Я ненавижу упаковывать лодки! Поэтому вожу их на прицепах. Храню в гараже. А вот у друзей все ручки от сумок поотрывались.
После шести лет эксплуатации все съемные элементы в удовлетворительном состоянии. Качество изготовления – на высоте. Транец не поврежден. Единственное, что вышло из строя – уключины весел. Очень слабая и неудобная конструкция. Рассуждаю, как рыбак. Если использовать весла только для швартовки – наверное, пожили бы еще. Насос вообще бестолковый. Пластиковый корпус умер в первый месяц эксплуатации. Пришлось приобрести проверенный временем мех на фанерных основаниях. Служит уже долгие годы. Гофрированный пластиковый шланг заменил на простой резиновый.
На лодке уже с десяток заплаток. И потертости, и проколы от воблеров. А вот швы и клапаны нареканий не вызывают. Удивительно, но на днище всего один маленький прокол. Не знаю даже от чего. Протекторы не наклеивал, считаю это лишним утяжелением. Все равно не угадаешь, каким местом напорешься на преграду, а все днище не оклеишь.
Лодка приобреталась и используется исключительно для рыбалки и охоты. Лишнее – носовая сумка. Остальное все при деле.
4. Аксессуары
Я использую эхолот, навигатор и передвижные крепления для спиннингов. О полезности этих устройств много сказано. Эхолот позволяет сберечь мотор и лодку, навигатор – вернуться на берег в шторм или туман, а держатели спиннингов – просто для комфорта. Мне необходимо, чтобы эти крепления можно было двигать по всей длине лодки. У системы UniMount этого нет, поэтому считаю ее неудобной.
Номера я нарисовал маркером. Получилось дешево и сердито. С годами, конечно, выцветают, но и обновить – дело пяти минут. Колес нет. Не актуальны при моей эксплуатации. Сумки есть, но не использую, как и сиденья. Сидим на бортах или на полу. Кому как нравится. Зато места в лодке – море. Можно ходить с носа на корму, удобно бросать спиннинг.
Очень интересная конструкция у системы ДУ. Даже захотелось себе установить. Надоело постоянно курс ловить левой рукой, сидя на баллоне. Но длина лодки с ДУ начинается, я думаю, более 350 см.
ЗИП должен быть всегда! Особенно в дальних походах вдали от цивилизации.
Съёмная пластина для защиты от кормовых брызг для меня не актуальна.
Надувные сиденья – да, нужная вещь. Особенно на берегу. А если с ДУ, то и в лодке.
Хотел бы дополнительно приобрести уключины для весел с возможностью втащить весло внутрь кокпита, не откручивая никаких крепежей. Сам уже выдумываю конструкцию, но не хочется портить лодку. Пока в поиске нужного конструктивного решения.
5. Сервисная служба Badger
В ходе эксплуатации обращаться в сервис не доводилось.
6. В заключение
В то время, когда я покупал лодку, соотношение цена / качество (37 000 руб.) было идеальным. Сейчас цена выросла почти в два раза при меньшей длине лодки (64 600 руб.). Чем это обоснованно, не знаю. Качество, надеюсь, осталось таким же безупречным. А основное достоинство моей лодки по сравнению со всеми остальными – двойной киль. Недостаток же – отсутствие киля в кормовой части и конструкция уключин.
Владимир, ravnushkin00@mail.ru, Карелия