До этого у меня уже была надувная лодка Магеллан 3300 с щитовым фанерным пайолом, но, во-первых, она уже почти выработала свой ресурс, и, во-вторых, годы берут свое, и мне стало тяжеловато спускать ее к морю и потом поднимать до машины. В связи с этим было принято решение о приобретении новой лодки.
В настоящее время для выходов в море я использую имеющийся у меня и использовавшийся на предыдущей лодке двигатель Suzuki мощностью 7.5 л.с. В связи с тем, что у этого двигателя размер ноги L, он не согласуется с высотой транца лодки Badger FLA 300. Лодка не развивает необходимую мне скорость и плохо выходит на глиссирование. Поэтому мы недавно накопили необходимую сумму денег для приобретения другого двигателя, и я на японском аукционе «InJapan» приобрел двухтактный подвесной мотор MERCURY Sea Pro 9.8 л. 2012 года выпуска с ногой S. Надеюсь, он хорошо подойдет для лодки Badger FLA 300. В августе двигатель уже должен прийти, и я надеюсь провести испытания мореходных качеств лодки на нормальном моторе.
Несмотря на то, что у меня есть водительское удостоверение на право управления моторной лодкой и катером с районами плавания МП, ВП и ВВП, вторым по важности критерием выбора именно этого комплекта «лодка-мотор» было нежелание заниматься регистрацией плавсредства и прохождением технических осмотров.
Третьим критерием являлась возможность разместиться в лодке вдвоем, чтобы было не очень тесно, т.е. – размер кокпита.
Наиболее важной характеристикой ПВХ судна я считаю ее мореходность, но мореходность во многом зависит от размеров лодки, материала дна и киля. Для моих условий эксплуатации я выбирал комплект лодка-мотор по следующим параметрам (в порядке убывания важности) – вес; возможность эксплуатации без регистрации и прохождения технических осмотров; размер кокпита; мореходность; дизайн; цена. У производителя Badger Boats, по моему мнению, под эти параметры подошла лодка Badger FLA 300, которую я и приобрел.
2. Заказ и доставка лодки
Найти на сайте Баджер нужную мне модель лодки оказалось не очень сложно, все основные характеристики представлены. Скачанную с сайта инструкцию в pdf-формате после открытия приходится поворачивать по часовой стрелке, других неудобств я не заметил.
Всю необходимую информацию я без особого труда нахожу на www.badger.ru или, при необходимости, задаю вопрос специалисту. На все вопросы я получал квалифицированные ответы.
Работу транспортной компании, с помощью которой мне был доставлен товар, оцениваю удовлетворительно. Упакован товар был хорошо, целостность коробки не нарушена. Вес при получении я не проверял, удовлетворился внешним видом.
Со дня размещения заказа до момента его получения прошло около трех недель. Конечно, хотелось бы быстрее, но, учитывая расстояние от Санкт-Петербурга до Хабаровского края, считаю срок доставки удовлетворительным. Комплектацию и состояние лодки я проверил сразу после ее получения. В связи с тем, что климатические условия не позволили сделать это в гараже, я разобрал и накачал лодку в квартире, где она в накачанном виде стояла несколько дней.
3. Эксплуатация
В связи с последними нововведениями лодку на учёт в ГИМС я не ставил и пока не собираюсь. Все необходимые документы менеджеры предоставили вместе с лодкой.
При первой сборке никаких проблем не возникло, входящая в комплект инструкция содержит всю необходимую информацию. По сравнению с другими моделями лодок, которые мне приходилось в разное время собирать, в этом лодка Badger FLA 300 более удобная. Думаю, это во многом из-за надувного дна.
Внешний вид стоящей на берегу лодки мне понравился. Пока я использую двигатель Suzuki под транец L мощностью 7.5 л.с. Первый выход на воду прошел, в принципе, так, как я и ожидал – из-за слишком длинной ноги мотора лодка не смогла развить скорость больше 20 км/ч.
Эксплуатирую судно в основном на морском побережье. Мореходность корпуса с учетом диаметра борта считаю удовлетворительной. При движении в условиях ветра и волны при любой загрузке происходит захлестывание кокпита, но при таких размерах лодки это, я считаю, неизбежно. Для эксплуатации в штормовых условиях нужны другие плавсредства, а на лодке Badger FLA 300 можно дойти до укрытия в закрытой бухте.
Весла я использую при отходе от берега ил подходе к нему, и при движении по мелководным и каменистым участкам.
Такой параметр, как скорость движения, для меня не является критичным, но иногда хотелось бы и разогнаться. С имеющимся сейчас двигателем это не очень получается. Я надеюсь, что после получения нового, более мощного и легкого мотора MERCURY 9.8 л.с. эта проблема исчезнет.
При управлении лодкой я сижу на борту. О брызгообразовании, возникающем за кормой в месте перехода потока воды с днища на дейдвуд двигателя, можно будет говорить после установки мотора, который уже приобретен для этой лодки, но пока не пришел. Сейчас, в связи с тем, что винт слишком заглублен из-за длинной ноги имеющегося мотора, брызг почти нет, вода в кокпит сзади не попадает.
Комингсов, устанавливающихся в местах стыковки транца и надувных баллонов и выполняющих роль дополнительной защиты кокпита от попадания попутной волны и брызг, на моей лодке нет, хотя они бы не помешали.
Положение имеющегося на данный момент двигателя по высоте я не настраивал, т.к. его нужно поднимать довольно много, и в дальнейшем я его на этой лодке использовать не планирую. О том, как лодка выходит на глиссирование и насколько устойчиво держит курс, можно будет судить после установки нового мотора.
После эксплуатации на воде проводить разборку и упаковку удобно. Качество сумки хорошее. Перевожу я лодку пока в сложенном состоянии в багажнике. На будущее есть планы установить на крышу машины багажник и попробовать возить ее там в собранном состоянии.
Состояние входящих в состав конструкции таких съёмных элементов как пайол, весла и сиденья немного изменилось – появились потертости, царапины, другие следы использования, но потребительские качества их сохранились. Подвижная система крепления сидений на направляющих мне показалась более удобной.
Прочность установки транца между надувными баллонами и качество водостойкой фанеры, из которой он изготовлен, считаю удовлетворительным. Состояние покрытия транца с течением времени тоже изменилось – появились царапины и следы крепления двигателя.
Все элементы конструкции лодки и базовой комплектации пока находятся в рабочем состоянии. Ножной насос, который был в комплекте, также находится в рабочем состоянии. Электрический насос я не использую, т.к. штатный ручной имеет достаточную производительность.
Ремкомплект мне пока использовать не пришлось. Воздушный, стравливающий и сливной клапаны вроде работают.
На днище лодки имеются потертости и царапины, возникшие в основном при спуске на воду и при вытаскивании на берег, сквозных дырок нет. Днище я не усиливал, но считаю, что для моих условий эксплуатации усиление дна не помешает, несмотря на увеличение общего веса.
Лодку я использую в основном для рыбалки, а также для водных походов и как средство добраться до тех мест, в которые по-другому попасть не получается. Поставленным перед покупкой задачам лодка в целом соответствует. В базовой комплектации нет ничего лишнего, именно такую я и выбирал.
4. Аксессуары
Из дополнительного оборудования я использую приобретенные на сайте Баджер носовую сумку и надувное сиденье со спинкой, рассчитанное на установку враспор между баллонами. Надувное сиденье эксплуатирую довольно часто, а носовую сумку в основном при дальних переходах, т.к. небольшие размеры лодки не позволяют использовать ее постоянно. И сумка, и сиденье зарекомендовали себя с хорошей стороны.
В связи с тем, что в настоящее время ГИМС избавила нас от необходимости регистрировать плавсредства, подобные моему, я не занимался установкой регистрационных номеров.
Сумка под сиденье, на мой взгляд, является одним из основных аксессуаров лодки, туда можно сложить все, что может понадобиться при выходе в море. Носовая сумка тоже удобна, и ее конструкция мне понравилась, но использовать ее лучше на более длинных лодках, где размеры кокпита больше, и для нее проще выделить свободное место.
Система дистанционного управления, стойка которой устанавливается на борт, для моей лодки не нужна из-за ее размеров. Я считаю, что использование комплекта ДУ становится актуальным с длины лодки более 4-х метров.
В комплект моей модели лодки Баджер входит бокс с ЗИП: запасной клапан, ключ для клапана и манометр. Считаю, что данный набор необходим владельцу ПВХ лодки. Манометром пользуюсь при каждой сборке. Практика показывает, что надувное кресло, рассчитанное на установку враспор между баллонами, удобно и на борту лодки, и в походном лагере на берегу.
В настоящее время лодка полностью оснащена, производитель Badger Boats предлагает все необходимое.
5. Сервисная служба Badger
В ходе эксплуатации судна проблем у меня пока не возникало, к руководителю Вашего сервисного центра Алексею Иванову я не обращался.
6. В заключение
Основным достоинством FL 300 я считаю примененное техническое решение по использованию надувного дна высокого давления. Из недостатков можно отметить отсутствие выбора цвета. Если бы у меня была возможность, я бы выбрал более темный цвет, поскольку серый для эксплуатации на море – слишком маркий.
Валерий Георгиевич, valery.58@mail.ru, Хабаровский край