Вопрос с выбором и приобретением собственной лодки стоял у меня открытым около двух лет. Во-первых, у моего приятеля имеется лодка Fishing Line 330 с надувным пайолом выпуска 2003 года. С нее-то у меня и началось знакомство с компанией Badger. Лодка, в принципе, для рыболовных нужд нас полностью устраивала. Рыбачили в основном на прудах Ростовской области, Веселовском водохранилище и Лиманах Краснодарского края.
Для двоих было достаточно места, лодка хорошо держала волну. Но так как она была не моя, я особенно не вникал в особенности, да и сравнивать было не с чем. Затем я познакомился с Badger Lake Line 235, которую приобрел другой мой приятель. Лодка была откровенным образцом модели для рыболова-эгоиста, т.е., вдвоем на ней уже не поместишься. Для меня этот вариант был неприемлем. Приятель докупал для этой модели надувное дно, которое надо было специально заказывать и изготавливать, поскольку в комплекте оно не шло. Хорошо, что сейчас модели LL производятся с НДНД. К тому же, Lake Line предназначалась изначально для эксплуатации не небольших реках и относительно малых водоемах, где отсутствует большое и среднее волнение. Это меня тоже не устраивало.
Потом я познакомился на воде с лодкой Badger Heavy Duty 370. На меня произвели впечатление ее размеры и то, что владелец лодки пытался справиться с ней в одиночку: сам доставал ее из авто, сам надувал, сам пытался дотянуть до водоема (колес для транспортировки не было). На воде, конечно, лодка была отличной! Хорошо держала волну, была просторной и хорошо укомплектованной, по сравнению с нашей, 2003-го года выпуска.
Одну деталь я тогда для себя подметил: на берегу лодка может казаться большой, а на воде эти огромные размеры становятся уже и не такими огромными, поскольку с собой всегда канистра с бензином, якорь, сумка со снастями, емкость-термос для рыбы, сумка с едой и прочий необходимый на рыбалке скарб. Но я не остановился на этой модели по двум причинам: ее вес – лодка была откровенно тяжелой, и цена.
Через некоторое время в поле моего зрения попали лодки Sport Line, Classic Line и Duck Line.
Владелец Sport Line рассказал, что у него на третьем году эксплуатации лопнул алюминиевый пайол. Он не уточнял, из-за чего это произошло, но уверенно убеждал, что лодку с алюминиевым пайолом брать не стоит. Лодка модели Classic Line на меня не произвела должного впечатления, поскольку у нее отсутствовал якорный рым, сумки и прочая лодочная экипировка, да и внешне она отличалась от других моделей своим аскетизмом. Болотный цвет Duck Line мне был не нужен, т.к. я не охотник. Но лодка выглядела очень достойно.
Немаловажным фактором, помимо прочего, служила величина внутреннего пространства. Самый большой кокпит среди лодок одного размера был у Fishing Line. Цена оказалась приемлемой, да и название говорило само за себя. Тем более, лодку я подбирал только для рыболовного использования. Поэтому я остановился на Fishing Line.
Стал вопрос размера. Модели 270 см, 300 см и 390 см я отмел, поскольку первые две для пары пассажиров они были откровенно малы, а третья – велика. Выбор стоял между 330 см и 360 см, но в последней меня не устроил вес, поэтому я остановил свой выбор на модели 330 см. Как выяснилось после нескольких рыбалок, двоим в судне вполне комфортно, но было бы неплохо, если бы оно было чуть больше. Размер 340 стал бы идеальным. Это рекомендация производителю на будущее.
Как-то мы поехали на рыбалку с приятелем, который владеет лодкой Badger Fishing Line 360 2005 года выпуска. При сборе и накачивании я был удивлен тем, что клапана Fishing Line 330W 2012 г.в. (моя) отличаются от клапанов лодки Fishing Line 360 2005 г.в. (приятеля) и возникает проблема. Необходимо менять переходник, поскольку диаметр клапанов старой лодки больше, и при накачивании клапаны пропускают воздух. Хочется задать вопрос производителю: «А как же унификация?»
Поскольку был выбор, я некоторое время думал, лодку какой модели выбрать для себя: с надувным или жестким пайолом. С надувным я уже рыбачил. У него были преимущества в том, что он мало весил, но и даже будучи накачанным до оптимального давления, даже при небольшом волнении водоема, стоять на нем со спиннингом и ловить надо было с большой осторожностью – вероятность отправиться за борт возростала, поскольку киль делал надувной пол несколько неровным. К тому же у приятеля была лодка с надувным пайолом, и он уже несколько раз его подклеивал, поскольку пайол пробивался либо тройником, либо другим острым предметом и подпускал.
Я потратил некоторое время, изучил форумы и решил, что в моих условиях эксплуатации иметь лодку с жестким пайолом выгоднее. Поэтому я остановил свой выбор на жестком пайоле, и приобрел лодку по акции «Закажи у производителя». Этот вариант был хорош тем, что лодка обходилась дешевле на 10%, к тому же скидки распространялись на все аксессуары, заказанные в комплекте. А я их взял достаточно много: надувное сидение «овал», носовую сумку, якорь, удлинитель румпеля для мотора, регистрационный номер и поддерживающий жилет. И каково было мое удивление, восхищение и благодарность, что мне Badger презентовал электрическую помпу Bravo BTP 12 Manometer! Доставка была транспортной компанией за счет Badger.
И вот, в начале марта 2012 года мне позвонили из транспортной компании с тем, что на мое имя пришел груз. В этот же день, забрав лодку, я собрал ее, надул, проверил комплектность, целостность и пр. Все было просто идеально! Моей радости не было предела – я стал счастливым обладателем первого моего надувного судна! И, как звучало поздравление из уст моего приятеля-рыболова: «Поздравляю с тем, что влился в ряды водоплавающих!»
За год до покупки лодки у меня случился форс-мажор: капитальный гараж, где я хранил лодочный мотор Tohatsu 9.9, был вскрыт злоумышленниками. Вместе с зимними колесами, прочей автомобильной утварью «уплыл» и мой мотор. Милиция-полиция до сих пор не нашла воров, и местонахождение мотора до сих пор остается неизвестным. Поэтому сразу после покупки лодки я приобрел двухтактный мотор Yamaha 3. Хотелось, конечно, 9.9 или 15 л.с., но, как говорится, насколько позволили финансы.
Отвечая на вопрос, каковы же главные критерии выбора лодки, могу сказать следующее:
- Размер и функциональность (жесткий или надувной пайол, наличие дополнительных аксессуаров).
- Условия использования (рыбалка, охота, отдых на воде, на каких водоемах и в какое время года).
- Стоимость лодки и аксессуаров, которые необходимы для ее доукомлектации под цели использования.
После получения товара я поехал в ГИМС (инспектор проверил все документы и чеки – они были в полном порядке), взял квитанции об оплате технического осмотра, постановку лодки и мотора на учет, оплатил в Сбербанке, но вскоре регистрацию надувных лодок и мотора отменили. Поэтому номер на лодку я так и не наклеил.
Теперь хочу остановиться на своих впечатлениях по эксплуатации. Так как рыболовный сезон по хищнику проходит в основном осенью, надувать и складывать лодку, изготовленную из ПВХ, в холодное время всегда трудоемко, поскольку на холоде материал дубеет. Но это общий недостаток всех лодок, с которым приходится мириться.
Качество сумок для упаковки хорошее. Лодка упаковывается в свою сумку, пайолы и стрингеры – в свои. Все очень качественно и удобно. Лодку моего размера и веса всегда проблематично доставить от машины до воды, поскольку тянуть 60 кг одному просто нереально. Либо несем вместе с напарником, либо приходится кого-то просить помочь.
Колеса для транспортировки не ставлю принципиально – не поднимается рука сверлить транец. Лодку перевожу в сложенном виде на заднем сидении автомобиля, поскольку багажник уже занят рыболовными снастями, пайолами и мотором. После каждой эксплуатации стараюсь, прежде чем упаковать все в чехлы, протереть и высушить.
Лодку эксплуатирую уже два года, претензий к окраске и качеству ни ПВХ, ни фанеры нет, ничего не деформировалось и не облезло. Единственное, на фанерных пайолах имеются закрепленные с помощью заклепок алюминиевые профили, которые входят друг в друга. Это позволяет организовать цельное и ровное дно. Так вот, эти алюминиевые элементы стали разбалтываться, приходится регулярно закреплять заклепки с помощью молотка.
Накачиваю и сдуваю лодку с помощью электрической помпы Bravo BTP 12 Manometer. Быстро и очень удобно. Штатным насосом «лягушка» практически ни разу не пользовался. Для предохранения краски и качества фанерных пайолов заблаговременно вырезал по размеру пола коврик из линолеума. Кладу его поверх пола. Прекрасно предохраняет пайолы от мусора и повреждения. Стараюсь периодически протирать его губкой, поскольку от попадающей воды на линолеуме становится скользко.
Очень хорошо, что в базовой комплектации лодка Fishing Line комплектуется сумкой с мягким сиденьем, поскольку целый день сидеть на фанерной лавке не совсем комфортно, а в сумке у меня всегда ремонтный набор, тряпка, губка, экстрактор и пр.
По достоинству оценил удобство использование якорного рыма. Быстро и надежно закрепляется фал якоря, не надо ничего привязывать-отвязывать. Вызывает небольшое нарекание качество защелок для весел. Очень тугие. На протяжении эксплуатации весла кладу на эти защелки, намного практичней, чем защелкивать-выщелкивать.
Что хотелось сказать про доработку лодки и недостатки. Так как мы рыбачим вдвоем, и когда лодка несется на глиссировании со средней скоростью 35 км/ч по волнам, переднему пассажиру не за что держаться, и это очень опасно. Поэтому пришлось купить две литые ручки из ПВХ и наклеить на борта. Только так можно обеспечить относительную безопасность пассажиру, сидящему на носу.
Из аксессуаров я приобрел сумку для якоря. В реальности оказалось, это она для этого не годится, поскольку никакой якорь, используемый с лодкой Fishing Line 330 W, в нее не влезет. Заказал у Баджер кусок ПВХ, клей, самостоятельно раскроил и склеил сумку, куда и убираю якорь. При желании и должном умении изготовить сумку не проблема. Из остатков ПВХ для избегания разбрызгивания при глиссировании и попадания воды в кокпит я вырезал и закрепил треугольники на транец, так называемые комингсы. Брызг стало меньше. Очень хорошо, что лодки в базовой комплектации стали оснащаться защитной лентой, предохраняющей баллоны и днище от камней, особенно при слиповании. Нужная и очень полезная штука.
Теперь к пожеланиям.
Количество пайолов на лодке Fishing Line 340W 2012 года – 5 шт. (пайол под упор транца, носовой пайол, который не закрепляется стрингерами, и 3-и пайола, в середине лодки). Хотелось бы увеличить их размер и иметь 4 пайола (как, например, в модели Heavy Duty, где 4 алюминиевых пайола), поскольку при установке стрингеров возникают трудности – достаточно сложно выровнять их в горизонтальной плоскости, возникает «домик»; то между 2-м и 3-м пайолами, то между 3-м и 4-м (если считать от транца).
Хотелось бы иметь на борту специальные крепления для удерживания тубусов, поскольку дорогие спиннинги всегда упаковываются в них, и когда лодка несется к месту ловли, тубусы вынуждены лежать на дне. Они подпрыгивают на волнах и могут быть деформированы; кроме того, на них легко наступить. А закрепить их на баллоне было бы, на мой взгляд, очень удобно. Это решается приклеиванием к бортам лодки пятаков ПВХ со стальными кольцами, в кольца пропускается жесткий синтетический ремень из парашютной стропы, которым и закрепляются тубусы.
Завершая свой отчет, хочу сказать, что лодка отвечает своему назначению, удобна для эксплуатации, продумана и эргономична. Изготовлена качественно и нареканий не вызывает. Думаю, что при надлежащей и бережной эксплуатации прослужит довольно долго.
Приобреталась лодка по акции в 2012 году за 33 500 руб. Сейчас такая лодка стоит порядка 49 000 руб. Много это или нет, решать тому, кто хочет стать «водоплавающим» рыболовом и получать от процесса рыбалки и хождения под мотором истинное удовольствие.
Игорь Анатольевич, homme@rbcmail.ru, Таганрог