Рыбалкой я стал увлекаться с детства. Сначала ловил с берега, потом пристрастился к ловле с лодки. Начинал я с одноместного «ЯЗЬ», потом появилась «Уфимка 22». Всё бы ничего, да только резина недолговечна и непрочна, а ловля стоя в таких лодках просто невозможна, и это не говоря уже об отсутствии транца под мотор. После того как на «Уфимке», прямо на рыбалке, разошелся шов, и пришлось срочно сворачиваться, я решил, что так и утонуть не долго, пора бы приобрести плавсредство понадежнее.
Им стало «Boatmaster 300HF» с жестким, но тонким дном. После года эксплуатации, в связи с отменой бумажной волокиты на моторы до 5 л. с. и усталости от вёсельной гребли, на навесной транец был докуплен моторчик Suzuki 2.5 s. Большей мощности нельзя было, транец слабоват. Теперь можно и подальше в финский залив забираться.
Комплект получился неплохим, но навесной транец – это всё-таки для электромоторов, бензиновый загибает его под лодку. Дно прогибается. Курсовой устойчивости нет никакой. Если только в безветренную погоду, да без груза и, желательно, без рулевого. Да и то не факт.
Спустя еще сезон лодка стала казаться маленькой и тесной, нагретые на солнце швы расползлись и баллоны стали травить. Решено. Надо обновить лодочку! Учитывая весь полученный опыт, я стал думать, какой она должна быть для успешного передвижения по финскому заливу и комфортной ловли.
Получился следующий набор пожеланий.
- Лодке нужен киль, а то утомлюсь подруливать.
- Диаметр баллонов – не меньше 40 см, иначе как-то страшно.
- Длина лодки – не меньше 3-х метров, а то ноги не вытянуть, если вдвоем ловить.
- Ширина – не меньше 60 см, иначе упираюсь коленями, когда боком сижу.
- В сложенном виде сумки с лодкой должны помещаться в багажник машины.
- Вес в сборе – не более 60 кг, более тяжелую лодку до воды не дотащить.
- Материал – толстый, армированный пвх светлого тона, чтобы на солнышке меньше нагревался.
- Жестковклеенный транец – моторчик повесить, где-то на 15 л.с., чтоб был запас по мощности.
- Жесткая, не прогибающаяся палуба, чтобы хоть пляши.
- Приподнятый нос и привальная лента – реборда с брызгозащитой. Ибо, когда волна заливает, попа и ноги очень мокнут, а это не каждому понравится.
- Усиление по днищу и баллонам – как ни крути, но волочить лодку все равно придется.
- Передвижные банки (сиденья) – где хочу, там и сяду, а если сдвинуть вместе, будет стол.
- Клапан аварийного сброса давления, ибо безопасность – наше всё.
- Клапан для слива воды из лодки – после дождя воду слить, да и удобнее будет палубу драить.
Вот с такими мыслями я и полез в интернет, дабы проштудировать его на предмет интересующей меня лодки. А, надо сказать, есть у меня один знакомый. Как-то понадобилась ему поворотная платформа для крепления сиденья к лодке. Заказывал он её на www.badger.ru. Сам заказал и мне про то рассказал. Сходил я на сайт. Смотрю, есть лодки. И неплохие. Не без труда выбрал себе лодочку по вкусу. Не хватало информации о высоте транца, и я колебался между Badger Fishing Line 360 W и Badger Sport Line 340 AL. Выходило, что самая подходящая по размеру и моим требованиям лодка? – это Badger FL 360 W. Посмотрел, что к чему, и понял, что дорого, блин! Помечтали и хватит. Останавливала цена (более 40 000 р.). Придется, думаю, что-то другое искать. А тем временем, уж сезон 2012 закончен. Зима… Сижу скучаю по открытой воде. Зашел на сайт Баджера, смотрю, а там зимние скидки, подешевело! Ура!
Заказал лодку Badger FL 360 W 2013 года выпуска и проходной манометр. К лодке в подарок шли замок на подвесной мотор и надувное сиденье-овал. Эти подарки не раз пригодились во время выездов на озера Ленинградской области. Всё привезли очень быстро, в большой, неподъёмной картонной коробке. Первая мысль: «Такая большая и вся моя!!!». Вторая: «Блин, как я её таскать-то буду?!». Третья: «УРА!». Осмотрел коробку и содержимое на предмет повреждений – упаковка незначительно замята по центру, а длинный стрингер оказался с вмятиной, не критично, но решил поменять. Съездил на Васильевский остров, обменяли без вопросов в течение 15 минут.
Впервые я собирал лодку согласно инструкции. Там всё понятно, но я намучался со стрингерами по неопытности. На Boatmaster их не было, там вообще всё просто, за 15 минут весь сбор. Я подтянул клапана ключом (хорошо, что был в комплекте), а то многие жаловались на незатянутые клапана. Накачал штатным насосом (он, кстати, до сих пор жив-здоров). На всё ушло где-то 30-40 минут. Осмотрел лодку ещё раз. Удивился, что со стороны дна носовой пайол сильно выпирает. Огорчился, хотел менять. А потом как-то забылось, и некогда, и на скорость не влияет. Начитался ужасов про плохую герметизацию сливного клапана, разобрал его, как следует загерметизировал и собрал обратно.
Затем я попробовал поднять лодку и перенести. М-да, что-то я переоценил свои силы. Нужны транцевые колеса! Посмотрел на сайте Баджер. К минусам оных отнес малый дорожный просвет и то, что надо дырявить транец близко к ватерлинии, зато они складные. В результате заказал у мастеров и поставил другие колеса. Теперь, раз уж не носить, то хоть возить можно.
Первый выход на воду – это песня! Очень красивая получилась лодочка! На воде ведет себя очень устойчиво, конечно, подруливать приходится, но не так, как на Boatmaster. Больших скоростей с моим моторчиком ожидать нельзя. Зато я последний раз веслами в прошлом году пользовался. Мотор на второй дырке регулировки наклона, вот бы еще по высоте поднять, сантиметра на полтора (всё-таки низковат транец).
Лодка без груза, только с рулевым, в стоячей воде едет со скоростью 15 км/ч. Почти глисс, но, скорее всего, полуглисс, и волны красиво расходятся. В саму же лодку брызги не летят. Нос приподнят, и волной его не заливает, хотя если посадить впереди кого-нибудь под 100 кг весом, то зальёт, конечно. У лодки очень хорошая всхожесть на волну, что с грузом, что без. Её я покупал с таким расчетом, чтобы всё влезало в багажник, но с размерами чехла для стрингеров просчитался, не лезет он туда. Только в салон.
Свою лодочку я качаю двумя насосами. Первый – воздуходувка для надувных матрацев, набивает в баллоны объем, а потом через проходной манометр накачиваю автокомпрессором до положенного давления и проверяю давление штатным манометром. Всё-таки ЗИП – полезная штука. Время сборки сократилось до 20-25 минут. Разборку своего судна провожу неспешно и аккуратно, тщательно откачивая воздух первым насосом, иначе не влезет в багажник.
Сумка для пайолов и конверт для лодки уже поистрепались, но еще пару сезонов выдержат. Материал хороший. Также оказалась крайне полезной сумка с мягкой накладкой на скамейку (шла в комплекте). Туда помещается очень много полезного барахла. Вот только ремешок фиксации оторвался, и побольшебы «мягкости» в самой накладке. Жаль, что в базовой комплектации не идет носовая сумка-рундук. Носовой пайол все время находится под наклоном, и если просто положить туда вещи, они всё равно уедут под ноги.
Скамейки в моей лодке хороши, но спина устает, сил нет. А почему бы не поставить стулья?! Ведь толщина палубы позволяет, да и диаметр борта хороший, не вывалюсь. Купил стульчики. Милое дело! Сидеть и управлять лодкой стало намного удобнее. И ликтрос оказался очень удобной штукой, на нем у меня размещается эхолот и держатели для удочек. Но, несомненно, удобнее использовать держатель от Scotty.
Ровного места для сборки лодки, как правило, не найти и ставить стрингера – самое сложное в сборке, поэтому я приноровился их устанавливать таким образом. На слегка накаченной лодке устанавливаю все пайолы, затем накачиваю киль, встаю на стыки пайолов, и, балансируя на них, выставляю стрингера. Получается намного быстрее, чем подкладывать весла. А по поводу выпирающего носового пайола, думаю, что надо стесать его кромку, под углом к баллону. Но действительно, на скорость и поведение лодки под мотором в 2.5 л.с. этот пайол влияния не оказывает.
Сейчас лодке идет 3-й год. За это время в ней ничего не отклеилось, не оторвалось и не расслоилось, несмотря на то, что мыть лодку получается далеко не всегда. Всё крепко держится на своих местах. Клапана работают, весла веслят, уключины уключат. Исключение составляют пара пайолов, по которым я ногами шоркаю – на них краска облезла.
Хотя у меня и не получилось пробить лодку, и ремкомплектом я не пользовался, мне кажется, что штатная защита дна недостаточна – слишком узкая полоса брони вдоль киля. Царапины и потертости на пвх ткани днища присутствуют, причем в таких местах, что хочется усилить всё дно. Но это приведет к увеличению веса лодки, что неприемлемо.
В заключение хочется отметить, что за свои деньги я получил именно то, что хотел, и даже немножко больше. К минусам моей Badger FL 360 W могу отнести только большой вес и непонятное выпирание носового пайола. Основные плюсы моей лодки – это то, что мне в ней удобно. Она большая, крепкая и красивая. Достаточно компактная в сложенном виде. Я считаю, что создать недорогую, износоустойчивую и крепко склеенную лодку не просто, но компании Баджер Боатс это удалось.
Игорь Викторович, nax0@yandex. ru, СПб